Манифест российских гуманистов
Человечность и идеи гуманизма являются неотъемлемой частью общественного самосознания, всех институтов демократического общества – его экономики и государственного устройства, нравственности и права, системы трудовых отношений и социальных гарантий.
Гуманизм провозглашает достоинство человека, его уникальную роль во Вселенной, его ценность, приоритетную и безусловную по отношению к себе, но относительную и равноправную по отношению к природе и обществу. Гуманизм – это жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и долг определять смысл и образ своей жизни.
Гуманистическое мировоззрение включает в себя:
- научную картину мира;
- критическое мышление и здравый смысл в качестве заслона лженауке и паранормальным верованиям;
- общечеловеческие моральные, гражданские, правовые, общедемократические и экологические ценности;
- секуляризм как принцип отделения церкви от государства и школы;
- свободомыслие в различных его формах: научный скептицизм, агностицизм, рационализм, индифферентизм, атеизм, нон-теизм и др.
Фундаментальными чертами современного гуманизма являются:
- этичность гуманизма. Он утверждает ценность, достоинство и автономию личности, право каждого человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других людей. Гуманисты считают своим долгом заботиться обо всем человечестве, включая будущие поколения. Этичность является качеством, внутренне присущим человеческой природе и основанном на понимании других людей, учете их интересов.
- рациональность, разумность гуманизма. Он защищает науку как форму самоутверждения человека во имя созидания, а не разрушения. Гуманисты убеждены, что решение жизненных проблем лежит в сфере человеческой мысли и творчества, а не в компетенции божественной воли. Гуманизм призывает к применению методов свободного научного исследования при решении вопросов человеческого благополучия. Гуманисты считают, что использование науки и технологий должно соотноситься с общечеловеческими ценностями. Наука – не самоцель, а важнейший инструмент улучшения условий человеческого существования.
- демократичность гуманизма. Он поддерживает демократию и права человека и направлен на максимально возможное развитие каждого человека. Принципы демократии и прав человека не ограничены сферой государственного управления и могут применяться во всех областях гражданского общества.
- социальная и экологическая ответственность гуманизма. Он настаивает на том, что личная свобода должна сопровождаться социальной ответственностью. Гуманизм стремится строить мир на основе идей свободного человека, ответственного перед обществом. Гуманизм признает нашу зависимость от природы и нашу ответственность перед ней.
- свободомыслие гуманизма. Он является откликом на все более широкий запрос на альтернативу догматическим религиям. Мировые религии утверждают, что они основаны на откровениях, верных на все времена, и навязывают свою картину мира всему человечеству. Гуманизм признает, что надежное понимание мира рождается в длительном процессе наблюдения, исследования и уточнения добытого знания. Человек может быть счастливым и вести полнокровную жизнь без помощи какой-либо религии или идеологии.
- открытость гуманизма прекрасному. Он признает ценность художественного творчества и воображения. Он признает возвышающую и вдохновляющую силу искусства. Гуманизм высоко оценивает значение литературы, музыки, визуальных и драматических искусств для личного развития и реализации.
- практичность гуманизма. Гуманизм направлен на максимально возможное самовыражение и реализацию личности посредством стремления к нравственной и творческой жизни и гуманизации общественных отношений. Он предлагает этические и рациональные средства для ответа на вызовы времени. Гуманизм может быть образом жизни любого человека независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, социального положения и др.
За последние десятилетия в России возникло много добровольных организаций гуманитарного и просветительского характера. Их деятельность глубоко гуманна и благотворна. С 1995 г. в России существует Межрегиональное общественное объединение «Российское гуманистическое общество» (РГО).Согласно Уставу, оно содействует «разработке, распространению и утверждению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия»; способствует «изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агностицизма, индифферентизма по отношению к религии)». Члены РГО опубликовали ряд научных исследований о гуманизме; с 1996 по 2013 г. издавались журнал «Здравый смысл» (http://razumru.ru/humanism/journal/numbers.htm), сборники статей, альманахи, посвященные теории и практике гуманизма в России и за рубежом (http://www.humanism.ru/izdatelstvo.html). РГО провело ряд крупных международных симпозиумов и конференций, летних школ и семинаров, способствующих продвижению в общественное сознание идей светского гуманизма.
Гуманизм – это мировоззрение, одним из идеалов которого является планетарная этика и формирование планетарного гуманистического движения. Последние три четверти века ознаменовались крупными достижениями в становлении международного сообщества гуманистов. Рубежное значение имел Мировой конгресс гуманистов в 1952 г. (Амстердам, Нидерланды) на котором был создан Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) – крупнейшая ныне организация светских гуманистов. По данным на 2011 г. в МГЭС входят 117 гуманистических, атеистических, этических и скептических организаций из 38 стран. Среди членов МГЭС две российских организации: Российское гуманистическое общество и общественный фонд «Здравомыслие». РГО поддерживает тесные связи с гуманистами Словакии, Хорватии, Норвегии, Англии, Германии, Нидерландов, США и других стран. Связи гуманистов основаны на единстве в понимании основополагающих документов международного движения гуманистов: «Гуманистический манифест I» (1933), «Гуманистический манифест II» (1973), «Декларация светского гуманизма» (1980), «Декларация взаимной зависимости: Новая глобальная этика» (1988), «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» (2000), «Амстердамская декларация 2002», «Гуманистический манифест III» (2003), «Декларация неогуманизма» (2010), «Оксфордская декларация свободы мысли и самовыражения» (2014).
Мы, российские гуманисты, желая морального и экономического возрождения России, ее прогресса и процветания, выступая за достоинство и свободу ее граждан, заявляем.
Мы – сторонники научного мировоззрения, в котором нет места ни религиозным догмам и мифам, ни паранормальным верованиям.
Мы за широкое сотрудничество с религиозными гуманистами и секуляристами, когда те выступают за светское государство, против клерикализации, лженауки, авторитаризма, национализма, шовинизма и ксенофобии, за сохранение природы. Мы осуждаем репрессии, проводившиеся в СССР против церкви и верующих всех конфессий.
Мы – сторонники общечеловеческих нравственных норм. Мы против вседозволенности, высокомерия, цинизма, нигилизма, экстремизма и терроризма. Мы выступаем за мир и международную безопасность.
Мы полагаем, что мораль не требует религиозного обоснования, поскольку является результатом обобщения человечеством своего опыта, закрепления в традициях общежития этических норм, способствующих выживанию и благоденствию людей.
Мы за толерантность, но против терпимости к авторитарным обществам, репрессивным религиям и идеологиям.
Мы практикуем критическое мышление, здравый смысл и рациональное отношение к действительности. Мы считаем астрологию, магию, колдовство, оккультизм и другие паранормальные верования проявлением человеческой слабости, невежества или мошенничества.
Мы поддерживаем политические и гражданские акции с общедемократическими требованиями и приветствуем участие гуманистов в политических партиях, деятельность которых не противоречит Конституции РФ и данному манифесту. Гуманизм открыт всем политическим партиям, но ни одна из них не имеет права на монополизацию гуманистической идеи.
Мы отрицаем и осуждаем все формы авторитарного и тоталитарного правления, в том числе тоталитаризм в СССР.
Мы – сторонники свободы слова. Мы против ограничения конституционных прав и свобод ссылками на чувства верующих, на экстремизм, на разжигание национальной, религиозной и социальной розни. Мы против вмешательства религиозных организаций в дела государства, за отделение церкви от всех институтов государства: школы, армии, госучреждений и т.д.
Мы за светский характер образования и против преподавания вероучительных дисциплин в государственных учебных заведениях, в том числе креационизма в школах как дисциплины, альтернативной эволюционной теории.
Мы осуждаем все виды национализма. Мы отвергаем идеи избранничества и мессианизма, особого пути какого-либо народа, в том числе идею «особого русского пути».
Мы за объединение всех народов и государств в единую общечеловеческую семью, за усиление роли международных организаций, за преодоление границ между народами и культурами.
Мы – сторонники рационального природопользования, сохранения экологического баланса и биологического разнообразия на планете Земля.
Мы полагаем, что проблема абортов должна быть перенесена из сферы государственного регулирования в сферу нравственности и личной ответственности людей.
Мы против смертной казни. Мы за право на эвтаназию при достаточной научной информированности человека о состоянии его здоровья и вероятности выздоровления.
Те, кто поставил свое имя под Манифестом российских гуманистов, не обязательно согласны с каждым его положением. Однако мы принимаем его основные принципы и приветствуем публикацию этого документа, чтобы способствовать общему конструктивному диалогу о важнейших ценностях современной России. Мы призываем мужчин и женщин, представляющих другие культурные традиции, присоединяться к нам и вместе работать над созиданием гуманной России, России лучшего будущего.
Абилов Илья Азиевич, основатель и гл. исполнительный директор НКО «Основание»
Александров Евгений Борисович, академик, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, г. Санкт-Петербург
Алексейцев Владимир Романович, историк, журналист, блоггер, правозащитник, г. Томск
Асханова Л.Р., преподаватель, МГИМО, Москва
Арефьев Иван Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства, «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя, Ивановская область
Архипов Михаил Викторович, к. ф.-м. н., СПбГУ, Санкт-Петербург
Атаев Ренат Валишевич, блоггер, журналист, и. о. главного редактора омского молодёжного журнала «Дело молодое», г. Омск
Баянов Дмитрий Юрьевич, исследователь, руководитель Смолинского семинара по вопросам гоминологии при Государственном Дарвинском музее, автор работ по гоминологии, Москва
Васильевский А.А., некоммерческая организация «Граждане XXIвека за развитие светскости и гуманизма»
Востриков Игорь Владимирович, председатель Астраханского регионального отделения РГО, к. ф. н., доцент Астраханского государственного университета.
Вайсфельд Лариса Ильинична, ст. н. с., Институт биохимической физики РАН
Головин Ярослав Борисович, к. ф. н., доцент МГОУ, президент РГО
Гришин Вадим Васильевич, к. ф. н., доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина
Долиев Михаил Вячеславович, политолог, магистр политологии, помощник депутата в Думе Астраханской области, г. Астрахань
Доньшин Анатолий Федорович, почетный гражданин Московской области, член РГО, член Союза дизайнеров России, поэт и публицист.
Ефремов Юрий Николаевич, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, профессор, д. ф.-м. н., гл. н. с. Государственный астрономический институт им. Штернберга при МГУ, член РГО.
Захаров Илья Юрьевич,фармацевт, студент МИ РЕАВИЗ, член РГО, Сызрань
Иванеев Сергей Васильевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедра ВУНЦСВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук, президент некоммерческой организации «Граждане XXIвека за развитие светскости и гуманизма»
Каганов Владимир Львович, философ, культуролог, член Союза писателей России
Калинин Сергей, блоггер, Латвийская республика
Кафырин Евгений Александрович, д.ф.н., г. Москва
Кинжуваев Ринат Зинурович, аспирант, Институт философии РАН, Астрахань/Москва
Комаричева А.А., соискатель, МФПУ «Синергия»
Кондрашин Игорь Иванович, к.ф.н., вице-президент Всемирного философского форума
Крашкина Лариса Ивановна, к.ф.н., Москва
Крылов Дмитрий Анатольевич, председатель Забайкальского отделения РФО, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Забайкальского института железнодорожного транспорта (г. Чита), член РГО
Кувакин Валерий Александрович, основатель, почетный президент Российского гуманистического общества, д. ф. н., засл. профессор Московского университета
Кузнецова Софья Александровна, студент, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, филиал РИНХ
Кутателадзе Семен Самсонович, д. ф.-м. н., профессор, г. н. с., Институт математики им. С.Л. Соболева
Кухта Вероника, аспирант, Сюррейский университет, Гилдфорд, Англия, член Британской гуманистической ассоциации
Лантушко Вячеслав Валерьевич, философ, Санкт-Петербург.
Лодыгин А.Н., некоммерческая организация «Граждане XXIвека за развитие светскости и гуманизма»
Локтев Александр Львович, д. техн. наук, член Московского союза литераторов, ветеран труда РФ, член РГО
Лутошкина Светлана, аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова
Михайлов Дмитрий Юрьевич, директор Центра нравственного развития, г. Москва
Миталева Марина Владимировна, главный библиотекарь Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, член РГО
Морозов Денис Владимирович, филолог, системный администратор, г. Уфа.
Неклюдов Андрей Геннадьевич, к. г.-м. н., Санкт-Петербург, редактор, член Союза писателей России
Неугодова Светлана, специалист по ОТ, КУЗАКС ОАО "РЖД"
Ощепков Михаил Юрьевич (Беларусь), к.т.н., директор по науке ООО "Политермо" (Москва)
Полищук Ростислав Феофанович, д.ф.-м. наук, профессор, ИФАН, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой
Родоман Борис Борисович, д-р геогр. н., вед. н.с. Росс. ин-та культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва
Рыбников В.З., юрист, Государственная Дума РФ
Саблина Галина Владиславовна, лаборант школы, Бедфорд, Великобритания
Савин Ярослав Феликсович, ассистент кафедры философии, биоэтики, истории и социологии Астраханского государственного медицинского университета, член РГО
Самодуров Юрий Вадимович, правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова, куратор выставочных проектов, сотрудник Государственного центра современного искусства, Москва
Сенчихина Юлия Борисовна, засл. преподаватель Московского университета, зам. ген. директора Фонда «Человечность»
Уварова Светлана Викторовна, доцент физического факультета СПбГУ, г. Сосновый Бор
Финогентов Валерий Николаевич, д. ф. н., профессор, заведующий кафедрой философии Орловского государственного аграрного университета, г. Орёл, председатель Орловского регионального отделения РГО
Фихтнер Евгения Николаевна, преподаватель Томского государственного архитектурно-строительного университета, зам. декана факультета геодезии и картографии
Фрагелл Леви, бывший Генеральный секретарь Норвежской гуманистической ассоциации, экс-президент Мирового гуманистического и этического союза
Хохлов Александр Викторович, инженер-конструктор, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург
Цоглин АркадийВладимирович, журналист, Саратов
Шиловская Наталья, доцент кафедры философии и общественных наук Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина
Шпекуляк Мато, президент Общества русского языка и культуры, г. Загреб, Хорватия
Мамонтов Сергей Григорьевич, доктор медицинских наук, профессор, г. Москва
Пукшанский Борис Яковлевич, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Российского гуманистического общества, д. ф. н., проф. Технического университета «Горный»
Скобло Юрий Эдуардович, преподаватель физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета