Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Гуманистика как комлекс дисциплин

Гуманистика

Общая тематика учебных курсов специализированной образовательной программы центра обучения российского гуманистического общества (ЦОРГО)

Первый цикл: Гуманизм – общечеловеческая основа культуры

I. Теория гуманизма.
1. Гуманистика как междисциплинарная область научного знания.
2. Гуманизм: система ценностей, мировоззрение, образ жизни.
3. Современные гуманистические концепции.
4. Общие принципы гуманистического мировоззрения и образа жизни.
5. Мировое гуманистическое движение в ХХ в.

II. История гуманизма

1. Гуманизм в древней Греции.
2. Древнекитайский гуманизм.
3. Византийский гуманизм.
4. Гуманизм арабского Возрождения.
5. Гуманизм европейского Возрождения.
6. Традиции гуманизма Нового Времени.
7. Гуманизм в России.
8. Мировой гуманизм в ХIХ в.
9. Судьбы гуманизма в ХХ в.

III. Гуманизм и свободомыслие в России.

1. Особенности свободомыслия и гуманизма в России.
2. Формы проявления и основные представители российского гуманизма.
3. Гуманизм и свободомыслие в современной России.

IV. Эволюция гуманизма как идеи и социальной реальности.

1. Объективные предпосылки гуманизма в примитивных обществах.
2. Формирование экономико-политических и правовых основ гуманизма в античной культуре.
3. Средневековье и гуманизм.
4. Гуманизм, прогресс свободы и демократии в Новое и новейшее время.
5. Гуманизм и современность.
6. История и перспективы гуманизма в России.

V. Гуманизм и проблемы происхождения человека.

1. Философские и религиозные сценарии происхождения человека.
2. Идея реинкарнации, оккультные и иные паранаучные интерпретации происхождения человека.
3. Научные концепции генезиса человека.
4. Человек. эксобиология и эксоэволюция.
5. Перспективы человека как феномена космоэволюционного процесса.

VI. Гуманизм и космизм.

1. Человек и космос.
2. Современные теории космизма.
3. Антропный и сверхантропный принцип.
4. Идея ноосферы и автотрофного существования человека.

VII. Гуманизм как этика человечности.

1. Человечность в структуре человеческих качеств.
2. Этическое измерение разума.
3. Нравственная коллизия и роль разума в этическом познании.
4. Основные добродетели этики человечности.
5. Этика гуманизма в системе учений о нравственности.

VIII. Гуманистическая психология.

1. «Третья сила» в современной психологии.
2. Основные представители гуманистической психологии.
3. Гуманистическая психология личности.
4. Гуманистическая психотерапия.
5. Идеалы гуманистической психологии.

IХ. Гуманизм, творчество, самосовершенствование.

1. Личность и гуманизм.
2. Статус гуманизма как мировоззрения во внутреннем мире личности.
3. Гуманизм и проблема смысла.
4. Особенности гуманистического творчества.
5. Гуманистические ресурсы самосозидания человека.

Х. Гуманизм и экономика.

1. Человеческое измерение экономики.
2. Проблемы гуманизации экономических отношений.
3. Возможна ли экономика с человеческим лицом?

ХI. Гуманизм и право

1. Право как гуманистическая ценность.
2. Право в системе гуманистических ценностей.
3. Историко-культурные условия гуманизации права.
4. Гуманистические аспекты либерального и социалистического правопонимания.
5. Юридическая ответственность в свете гуманизма. Проблема смертной казни.
6. Права человека, международный правопорядок и гуманизм.
7. Нравственно-правовой смысл войны. (Раздел подготовлен В.Н.Жуковым.)

ХII. Гуманизм и политика

1. Общечеловеческие ценности политики.
2. Метаполитический статус гуманистического мировоззрения.
3. Задачи и роль гуманизма в политической жизни общества.
4. Возможен ли гуманизм как политическая идеология?

ХIII. Гуманизм и глобальные проблемы современности.

1. Экогуманизм: основные принципы и идеалы.
2. Гуманизм как инструмент сохранения международной безопасности.
3. Гуманизм, национализм, патриотизм, космополитизм.
4. Гуманизм и глобальное сознание человечества.
5. Проблема прав человека и социальной справедливости.

ХIV . Основы гуманистической педагогики

1. Гуманизм – глубинная основа педагогического процесса.
2. Проблема самоопределения и мировоззренческого выбора в школе.
3. Светские ценности и научное мировоззрение как содержание образования и воспитания.
4. Свобода совести в школе: моральные и юридические проблемы.

ХV . Философия и антропология гуманизма

1. Существование и гуманистическая сущность человека.
2. Идея физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья.
3. Гуманистические ценности.
4. Межсубстанциальные коммуникации человека.
5. Человек-субстанция: возможен ли творческий прорыв?

Второй цикл: Наука, здравый смысл и паранормальное

I. Гуманистическая интерпретация науки.
1. Наука и гуманизм.
2. Наука как интеллектуальный, нравственный и психологический феномен.
3. Здравый смысл, рациональность, наука.
4. Рациональное, иррациональное и антирациональное.
5. Наука, паранаука, псеводонаука, антинаука, философия, метафизика, религия: проблема демаркации.
6. Наука на рубеже тысячелетий: успехи, кризисы, перспективы.
7. Наука, рациональность и постмодернизм.

II.Критическое мышление в инфо-медиакибернетическую эпоху.

1. Новые средства массовой коммуникации и информации.
2. Современные стили мышления.
3. Новые условия рефлексивности.
4. Научно-методологический скептицизм в условиях глобализации и тотальной плюрализации.
5. Принципы, психология и логика критического мышления.
6. Глобальные инфо-финансовые конгломераты и угроза медиакратии.

III. Современная паранаука

1. Неоязычество как модернизация магических и оккультных практик.
2. Парапсихология.
3. Астрология и нумерология.
4. Физиогномика, гадания по руке и другие магии тела.
5. Новейшие религии паранормального.
6. Психология и технология паранауки.
7. Социокультурные, гносеологические и психологические причины живучести паранауки.

IV.Паранаука, парапрактика и средства массовой информации

1. Превращение паранауки в парапрактику в условиях рыночных отношений.
2. Паранаука и парапрактика как факторы, опасные для физического, психологического, нравственного и интеллектуального здоровья людей.
3. Парапрактика как дезинформация. СМИ и парапрактика.

V. Астрология и астрономия

1. Исторические корни астрологии.
2. Основные постулаты и принципы астрологии.
3. Астрономическая интерпретация астрологии.
4. Психология астрологической веры. СМИ и астрология.

VI. Ненаучные формы мышления

1. Человеческие предрассудки: истоки и функции.
2. Утопическое сознание.
3. Мифы, механизмы их воспроизводства, мировоззренческая и психологическая роль.

VII. Мифы, утопии и паранормальные верования в современной России

1. Эффект мировоззренческого коллапса и «запретного плода».
2. Особенности паранормальных верований в России.
3. Типичные проявления российского утопического и мифологического сознания.

VIII. Наука и паранормальное

1. Парафеномен и заявление о нем.
2. Свободное расследование заявлений о парафеноменах как научный и морально-юридический императив.
3. Принципы и методы независимой научной экспертизы заявлений о парафеноменах.
4. Социокультурные и психологические интерпретации заявлений о парафеноменах.


© В.А. Кувакин