Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Квазиценности. Лекция 2

Насилие

Насилие, следует признать, весьма многообразно по своим формам и носит подчас особенно изощренные и циничные формы. Различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие. Возможно, существуют и другие формы насилия. Во всяком случае, существует насилие человека над животными и окружающей средой. В самой общей форме, насилие – это нанесение физического или иного ущерба, принуждение человека или общности людей делать или думать то, с чем объекты насилия не согласны или чего они хотели бы избежать.

Не всякое насилие связано с агрессией, однако агрессия по­рождает особенно жестокие его формы.

Самой страшной, абсолютной формой выражения насилия является убийство одним че­ловеком другого или других людей.

Тут приходится констатировать факт, что че­ловек оказывается способным на такие изощренные и масштабные зло­деяния по отношению к себе подобному, на какие не способно ни одно другое живое существо. Среди ученых широко обсуждается проблема убийства. Но независимо от различий в точках зрения, нельзя не признать, что любые случаи убийства или канниба­лизма в животном мире имеют определенные причины, под­дающиеся рациональному объяснению. Убийство, особенно как результат агрес­сивности, не имеет никакой рациональной основы, оно представляется воплощением иррационального и античеловеческого (хотя и свойственного, как мы показали, лишь человеку!) в полном и буквальном смысле этих слов.

Справедливости ради следует заметить, что немотивированные, совершенные в результате всплеска агрессивности убийства относи­тельно редки. Гораздо чаще насилие индуцируется, пробуждается и подогревается тем или иным мотивом, поводом, который может быть весьма незначительным или вовсе надуманным, «сгорающим» в огне агрессивности. Даже анализ рядовой уличной драки редко позволяет установить ее зачин­щиков и мотивы, поскольку взаимная агрессивность делает акции сторон чисто иррациональными. Драка тут само­цель, а сами понятия мотивов или зачинщика становятся, по сути, бессмысленными. Это, разумеется, не оправдывает дерущихся, но ставит вопрос о специфических спо­собах контроля и ограничения присущей человеку агрессивности.

Особой формой насилия является терроризм. В современном смысле терроризм, как специфическое про­явление античеловечности, начал распространяться в последние полтора-два столетия, хотя прототипами его были едва ли не все существо­вавшие до этого формы насилия – от войны до (в особенности) заложничества. Перво­начально терроризм возник как способ политической борьбы правого и левого экстремизма.

Терроризировать (от латинского terror – страх, ужас) значит преследовать, угрожать расправой, насилием, убийства­ми, держать в состоянии страха.

Массовый характер террор принимал во времена Великой французской революции (конец XVIII в.), граждан­ской войны в России 1917-1921 гг. Элементы терроризма были присущи некоторым течениям русского народничества и эсерства. В годы совет­ской власти расцветает государственный террориз­м, проявившийся в основном в беззакониях, репрессиях сталинизма против граждан и целых народов бывшего СССР.

В современном мире терроризм подрывает международную безопасность, становится одной из наиболее острых политических проблем. Арабский, чеченский, курдский и всякий иной терроризм сигнализируют об очагах социальной несправедли­вости, нерешенности определенных политических, национальных, ре­лигиозных, экономических, территориальных и других проблем. Это не значит, что терроризм может быть оправдан какими-либо мотивами. В любом случае – это крайнее проявление антигуманности, поскольку его жерт­вами являются ни в чем не повинные люди. Терроризм подрывает основы общественной стабильности, порождает страхи, неуверенность, понижает качество индивидуального и социального бытия.

Современный терроризм – воплощение беззакония, он безусловно преступен. В нем нет четких границ между политическими лозун­гами и мотивами, с одной стороны, и уголовными деяниями – грабе­жами, убийствами, захватом заложников и т.п. – с другой. Деградация со­временного терроризма, его тенденция к превращению из способа политического шантажа в грабеж, в акты безрассудного религиозно-политического фанатизма, в «безыдейное» экономическое преступление позволяет надеяться на возможность его устранения в будущем политическими и юридическими средствами.

Террористическая деятельность носит в основном международный характер. Такой деятельностью Устав ООН считает акты насилия, убийства, взрывов и т.д., совершаемые при содействии или попуститель­стве государства против лиц или объектов другого государства. Важнейшими в деле снижения террористической активности и в конце концов ее полного устранения являются мирные средства решения про­блем, различные формы переговорного процесса, воля к компромиссу и согласию, политическая и просто человеческая мудрость конфликтую­щих сторон. Немаловажна и реакция граждан на акты террористиче­ского насилия. Она может быть мощным толчком к радикальному пе­ресмотру ситуации обеими сторонами, показывать новые возможности ее решения.

Поскольку детерминанты или некие субстратные основы агрес­сивности далеко не ясны, тогда как сами акты агрессии почти массовидны и составляют существенную часть территории антиценностей, то вопрос о противостоянии ей, о ее элиминации исключительно сложен. Кажется, что на социальном уровне критерии оценок агрессивности легче поддаются определению. С правовой точки зрения это решает проблему противостояния ей. Так в соответствии с Уставом ООН агрессивным считается любое незаконное с точки зрения Устава применение вооруженной силы одним государством против суверени­тета, территориальной неприкосновенности или политической незави­симости другого государства или народа (нации). В этом смысле агрес­сия – международное преступление против мира и безопасности человечества. Основной признак агрессивности – это первенство или ини­циатива, т.е. применение первым вооруженной силы.

Война – основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Уже в древности находились люди, возвышавшие голос против этого явления.. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не пре­кращаются и кажется, что им не будет конца. Феномен войны представ­ляет собой весьма сложную психологическую, экономическую, политическую и техни­ческую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточ­но трудно (хотя история философии знает такие попытки), если только вообще возможно. Обычным аргументом про­тив однозначного осуждения войны и ее оценкой как верха бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и рево­люционно-освободительные. Ко вторым – все остальные. Но война – это в любом случае поражение разума, демонстрация нежелания или неспособности решить вопрос достойными, мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком явно превышает цену мира.

В войне есть такой компонент, который необходимо делает ее несправедливой и античеловечной. Он связан не столько с агрес­сией, сколько с агрессивностью как таковой. Дело в том, что любая война уродует и калечит психологию людей. Она неизбежно пробужда­ет многие негативные качества человека, умножает антиценности, по­скольку узаконивает убийство, жестокость, насилие, имеет тенденцию оправдывать любые пытки и издевательства, если они по видимости облегчают путь к победе. . Во время войны легко потерять человеческий облик, озлобиться, очерстветь, потерять веру в человечность и любые человеческие ценности.

Человеческий разум, гуманность стремятся и здесь защитить достоинство человека, противостоять войне, как одной из худших форм зла и антиценности. Современное мировое сообщество выработало систему международных соглашений, запрещающих пытки, издевательства, насилия и убийства мирных жителей, приняты конвенции о военно­пленных и беженцах и т.п. Сегодня существуют международные орга­низации, призванные следить за соблюдением норм, хотя бы как-то смягчающих жестокость войны и защищающих даже в этих античело­вечных ситуациях определенные права и человеческие ценности. Меж­дународные суды предусматривают преследование и наказание воен­ных преступников.

Если войну не всегда склонны считать абсолютной и безуслов­ной антиценностью, то таковой является геноцид.

Геноцид (от греческого geno – род, племя и латинского caedo – убиваю) – это физическое унич­тожение целых групп населения по расовым, национальным или этническим признакам, либо умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп, так же, как и действия по предотвращению деторождения в их среде.

Наиболее известными случаями геноцида за последнее столетие историки и спе­циалисты называют резню армян в Турции, преступления фашистов на территории оккупированных ими стран, сталинская политика репрес­сий и террора, сопровождавшаяся массовыми арестами и расстрелами десятков миллионов людей и переселением целых народностей из мест их традиционного проживания в районы Сибири, Дальнего Востока и другие трудные для выживания регионы страны. Не менее жестокой и бесчеловечной была борьба режима Пол Пота против своего народа в Камбодже. Геноцид, эта совершенно откровенная индивидуальная и социальная форма реа­лизации агрессивности и насилия, не может быть оправдан никакими аргументами. Он попирает все права личности, все позитивные качества и ценности, означает террор и коллективное безумие. Геноцид – самое страшное преступление против человечества.

Агрессивность проявляется и в иных формах. Она нередко процветает в подростковой среде, стимулируя детскую преступность, порождая плохое обращение с детьми или акты насилия членов семьи по отношению друг к другу. Она может прояв­ляться и в области сексуальных отношений, выражаясь, в крайних случаях, в изнасилованиях и особо жестоких, садистских убийствах. Агрессивность выплескивается и в виде жестокого обращения с животными (в организации, скажем, собачьих боев); черты настоящей агрессивности можно обнаружить даже в некоторых экологических преступлениях.

Может сложиться впечатление, что агрессивность неистребима, поскольку коренится в каких-то глубинных слоях психологической или биологической структуры личности. Возможно, одним из наиболее перспективных способов ее обуздания является поиск безопасных и в этом смысле человечных форм ее «канализа­ции» или «утилизации». Примеры таких форм доставляют спорт, раз­личные состязания и игры. Необходимы в обществе и опасные для жизни профессии, контролируемая конкуренция и т.п. Дискуссион­ными являются специфические психологические формы снижения уровня агрессивности или ее компенсации. Так, некоторые психологи и социологи предлагают выплескивать негативные, в том числе и агрес­сивные, эмоции посредством различных действий с имитаторами врага. Это может быть, скажем, резиновая копия босса или макет солдата не­дружественной державы, с которыми можно вести себя сколько угодно агрессивно. Обсуждается также вопрос, компенсируется ли агрессив­ность просмотром фильмов, в которых демонстрируется насилие и же­стокость.

Агрессивность – извечный внутренний враг человека. Но неверно думать, что победить ее окончательно – это утопия. Рано или поздно агрес­сивность без ущерба для безопасности и чувства самосохранения чело­века будет переплавлена в иные, человечные и безопасные качества. Антиценности можно в той или иной степени нейтрализовать или даже трансформировать в ценности. Общие перспективы прогресса в этой области лежат на путях демократического развития стран, националь­ного, экономического и культурного подъема, развития науки и про­свещения, укрепления правовых основ общества и систем коллективной и международной безопасности.

Вопросы к лекции

1. Что такое насилие и каковы его основные формы?
2. Назовите крайние формы насилия?
3. Что такое современный терроризм?
4. Какова сущность войны и ее прямые последствия для людей?
5. В чем специфика геноцида? Назовите наиболее яркие примеры геноцида в мировой истории последних веков?

Задания

Каковы цивилизованные формы противостояния насилию?
Почему массовые преступления чаще всего называю преступлениями против человечности?
Существуют ли сегодня барьеры на пути войн и других преступлений против человечности?
Возможно ли существование человечества без войн?

© В.А. Кувакин, 2006