Лекция 2. Насилие, убийство, терроризм, война, геноцид
Насилие, следует признать, весьма многообразно по своим формам и носит подчас особенно изощренные и циничные формы. Различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие. Возможно, существуют и другие формы насилия. Во всяком случае, существует насилие человека над животными и окружающей средой. В самой общей форме, насилие – это нанесение физического или иного ущерба, принуждение человека или общности людей делать или думать то, с чем объекты насилия не согласны или чего они хотели бы избежать.
Не всякое насилие связано с агрессией, однако агрессия порождает особенно жестокие его формы.
Самой страшной, абсолютной формой выражения насилия является убийство одним человеком другого или других людей.
Тут приходится констатировать факт, что человек оказывается способным на такие изощренные и масштабные злодеяния по отношению к себе подобному, на какие не способно ни одно другое живое существо. Среди ученых широко обсуждается проблема убийства. Но независимо от различий в точках зрения, нельзя не признать, что любые случаи убийства или каннибализма в животном мире имеют определенные причины, поддающиеся рациональному объяснению. Убийство, особенно как результат агрессивности, не имеет никакой рациональной основы, оно представляется воплощением иррационального и античеловеческого (хотя и свойственного, как мы показали, лишь человеку!) в полном и буквальном смысле этих слов.
Справедливости ради следует заметить, что немотивированные, совершенные в результате всплеска агрессивности убийства относительно редки. Гораздо чаще насилие индуцируется, пробуждается и подогревается тем или иным мотивом, поводом, который может быть весьма незначительным или вовсе надуманным, «сгорающим» в огне агрессивности. Даже анализ рядовой уличной драки редко позволяет установить ее зачинщиков и мотивы, поскольку взаимная агрессивность делает акции сторон чисто иррациональными. Драка тут самоцель, а сами понятия мотивов или зачинщика становятся, по сути, бессмысленными. Это, разумеется, не оправдывает дерущихся, но ставит вопрос о специфических способах контроля и ограничения присущей человеку агрессивности.
Особой формой насилия является терроризм. В современном смысле терроризм, как специфическое проявление античеловечности, начал распространяться в последние полтора-два столетия, хотя прототипами его были едва ли не все существовавшие до этого формы насилия – от войны до (в особенности) заложничества. Первоначально терроризм возник как способ политической борьбы правого и левого экстремизма.
Терроризировать (от латинского terror – страх, ужас) значит преследовать, угрожать расправой, насилием, убийствами, держать в состоянии страха.
Массовый характер террор принимал во времена Великой французской революции (конец XVIII в.), гражданской войны в России 1917-1921 гг. Элементы терроризма были присущи некоторым течениям русского народничества и эсерства. В годы советской власти расцветает государственный терроризм, проявившийся в основном в беззакониях, репрессиях сталинизма против граждан и целых народов бывшего СССР.
В современном мире терроризм подрывает международную безопасность, становится одной из наиболее острых политических проблем. Арабский, чеченский, курдский и всякий иной терроризм сигнализируют об очагах социальной несправедливости, нерешенности определенных политических, национальных, религиозных, экономических, территориальных и других проблем. Это не значит, что терроризм может быть оправдан какими-либо мотивами. В любом случае – это крайнее проявление антигуманности, поскольку его жертвами являются ни в чем не повинные люди. Терроризм подрывает основы общественной стабильности, порождает страхи, неуверенность, понижает качество индивидуального и социального бытия.
Современный терроризм – воплощение беззакония, он безусловно преступен. В нем нет четких границ между политическими лозунгами и мотивами, с одной стороны, и уголовными деяниями – грабежами, убийствами, захватом заложников и т.п. – с другой. Деградация современного терроризма, его тенденция к превращению из способа политического шантажа в грабеж, в акты безрассудного религиозно-политического фанатизма, в «безыдейное» экономическое преступление позволяет надеяться на возможность его устранения в будущем политическими и юридическими средствами.
Террористическая деятельность носит в основном международный характер. Такой деятельностью Устав ООН считает акты насилия, убийства, взрывов и т.д., совершаемые при содействии или попустительстве государства против лиц или объектов другого государства. Важнейшими в деле снижения террористической активности и в конце концов ее полного устранения являются мирные средства решения проблем, различные формы переговорного процесса, воля к компромиссу и согласию, политическая и просто человеческая мудрость конфликтующих сторон. Немаловажна и реакция граждан на акты террористического насилия. Она может быть мощным толчком к радикальному пересмотру ситуации обеими сторонами, показывать новые возможности ее решения.
Поскольку детерминанты или некие субстратные основы агрессивности далеко не ясны, тогда как сами акты агрессии почти массовидны и составляют существенную часть территории антиценностей, то вопрос о противостоянии ей, о ее элиминации исключительно сложен. Кажется, что на социальном уровне критерии оценок агрессивности легче поддаются определению. С правовой точки зрения это решает проблему противостояния ей. Так в соответствии с Уставом ООН агрессивным считается любое незаконное с точки зрения Устава применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа (нации). В этом смысле агрессия – международное преступление против мира и безопасности человечества. Основной признак агрессивности – это первенство или инициатива, т.е. применение первым вооруженной силы.
Война – основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Уже в древности находились люди, возвышавшие голос против этого явления.. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не прекращаются и кажется, что им не будет конца. Феномен войны представляет собой весьма сложную психологическую, экономическую, политическую и техническую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточно трудно (хотя история философии знает такие попытки), если только вообще возможно. Обычным аргументом против однозначного осуждения войны и ее оценкой как верха бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и революционно-освободительные. Ко вторым – все остальные. Но война – это в любом случае поражение разума, демонстрация нежелания или неспособности решить вопрос достойными, мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком явно превышает цену мира.
В войне есть такой компонент, который необходимо делает ее несправедливой и античеловечной. Он связан не столько с агрессией, сколько с агрессивностью как таковой. Дело в том, что любая война уродует и калечит психологию людей. Она неизбежно пробуждает многие негативные качества человека, умножает антиценности, поскольку узаконивает убийство, жестокость, насилие, имеет тенденцию оправдывать любые пытки и издевательства, если они по видимости облегчают путь к победе. . Во время войны легко потерять человеческий облик, озлобиться, очерстветь, потерять веру в человечность и любые человеческие ценности.
Человеческий разум, гуманность стремятся и здесь защитить достоинство человека, противостоять войне, как одной из худших форм зла и антиценности. Современное мировое сообщество выработало систему международных соглашений, запрещающих пытки, издевательства, насилия и убийства мирных жителей, приняты конвенции о военнопленных и беженцах и т.п. Сегодня существуют международные организации, призванные следить за соблюдением норм, хотя бы как-то смягчающих жестокость войны и защищающих даже в этих античеловечных ситуациях определенные права и человеческие ценности. Международные суды предусматривают преследование и наказание военных преступников.
Если войну не всегда склонны считать абсолютной и безусловной антиценностью, то таковой является геноцид.
Геноцид (от греческого geno – род, племя и латинского caedo – убиваю) – это физическое уничтожение целых групп населения по расовым, национальным или этническим признакам, либо умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп, так же, как и действия по предотвращению деторождения в их среде.
Наиболее известными случаями геноцида за последнее столетие историки и специалисты называют резню армян в Турции, преступления фашистов на территории оккупированных ими стран, сталинская политика репрессий и террора, сопровождавшаяся массовыми арестами и расстрелами десятков миллионов людей и переселением целых народностей из мест их традиционного проживания в районы Сибири, Дальнего Востока и другие трудные для выживания регионы страны. Не менее жестокой и бесчеловечной была борьба режима Пол Пота против своего народа в Камбодже. Геноцид, эта совершенно откровенная индивидуальная и социальная форма реализации агрессивности и насилия, не может быть оправдан никакими аргументами. Он попирает все права личности, все позитивные качества и ценности, означает террор и коллективное безумие. Геноцид – самое страшное преступление против человечества.
Агрессивность проявляется и в иных формах. Она нередко процветает в подростковой среде, стимулируя детскую преступность, порождая плохое обращение с детьми или акты насилия членов семьи по отношению друг к другу. Она может проявляться и в области сексуальных отношений, выражаясь, в крайних случаях, в изнасилованиях и особо жестоких, садистских убийствах. Агрессивность выплескивается и в виде жестокого обращения с животными (в организации, скажем, собачьих боев); черты настоящей агрессивности можно обнаружить даже в некоторых экологических преступлениях.
Может сложиться впечатление, что агрессивность неистребима, поскольку коренится в каких-то глубинных слоях психологической или биологической структуры личности. Возможно, одним из наиболее перспективных способов ее обуздания является поиск безопасных и в этом смысле человечных форм ее «канализации» или «утилизации». Примеры таких форм доставляют спорт, различные состязания и игры. Необходимы в обществе и опасные для жизни профессии, контролируемая конкуренция и т.п. Дискуссионными являются специфические психологические формы снижения уровня агрессивности или ее компенсации. Так, некоторые психологи и социологи предлагают выплескивать негативные, в том числе и агрессивные, эмоции посредством различных действий с имитаторами врага. Это может быть, скажем, резиновая копия босса или макет солдата недружественной державы, с которыми можно вести себя сколько угодно агрессивно. Обсуждается также вопрос, компенсируется ли агрессивность просмотром фильмов, в которых демонстрируется насилие и жестокость.
Агрессивность – извечный внутренний враг человека. Но неверно думать, что победить ее окончательно – это утопия. Рано или поздно агрессивность без ущерба для безопасности и чувства самосохранения человека будет переплавлена в иные, человечные и безопасные качества. Антиценности можно в той или иной степени нейтрализовать или даже трансформировать в ценности. Общие перспективы прогресса в этой области лежат на путях демократического развития стран, национального, экономического и культурного подъема, развития науки и просвещения, укрепления правовых основ общества и систем коллективной и международной безопасности.
Вопросы к лекции
1. Что такое насилие и каковы его основные формы?
2. Назовите крайние формы насилия?
3. Что такое современный терроризм?
4. Какова сущность войны и ее прямые последствия для людей?
5. В чем специфика геноцида? Назовите наиболее яркие примеры геноцида в мировой истории последних веков?
Задания
Каковы цивилизованные формы противостояния насилию?
Почему массовые преступления чаще всего называю преступлениями против человечности?
Существуют ли сегодня барьеры на пути войн и других преступлений против человечности?
Возможно ли существование человечества без войн?
© В.А. Кувакин, 2006