Позитивная философия образования
Доктор философских наук,
профессор В.А. Кувакин
Целью спецкурса является ознакомление студентов с основами педагогической концепции современного гуманизма, с ее методологией, психологией и стилем мышления. Значимость тематики спецкурса определяется острой потребностью современного общества в твёрдых и устойчивых нравственных основах, в развитии у россиян гражданских добродетелей, необходимостью формирования демократических ценностей и правосознания у молодежи, оказавшейся в силу исторических обстоятельств в ситуации идейного вакуума, в обстановке развала прежних, советских принципов личной и общественной жизни, и отсутствия новых морально-правовых и гражданских установок, отвечающих лучшим достижениям культуры, демократии и социального прогресса.
Эта потребность в воспитательно-образовательной информации становится особенно актуальной в свете действия сильных негативных тенденций в обществе, связанных с культивированием эгоизма, насилия, цинизма и агрессивности в СМИ, ростом преступности, ксепнофобии, наркомании, алкоголизма, бездомности и социально обусловленных болезней, жертвами которых в первую очередь становится молодежь.
В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательную деятельность идей, принципов и методов гуманистического мировоззрения, рассказывается о системе гуманистических ценностей, особенно педагогических, анализируется гуманистический смысл педагогического процесса, освещается система гуманистических требований как к обучающимся, так и к обучающим.
Специфика спецкурса состоит и в том, что в его рамках ставится задача познакомить студентов с инструментами и технологиями познания, овладения и использования мировоззренческого (нормативного, прескриптивного) знания, предлагаемого гуманизмом как единством научной картины мира, общечеловеческих ценностей и современных стилей мышления.
В рамках гуманистической парадигмы мышления оно осмысляется как (1) собственно знаниевая (нейтральная) информация, как (2) мировоззренческая ценность и как (3) виртуальная (проективная) парадигма поведения индивида. Нормативно-ценностная сторона гуманистической педагогики предстает здесь как комплекс требований, предъявляемых ею к инициативному, позитивно настроенному и свободомыслящему субъекту образования, приоритетному по отношению к самому гуманизму и к любому другому мировоззрению.
Философия гуманистической педагогики предполагает также ознакомление студентов с базовыми положениями о правах человека в области мировоззрения, частной и общественной жизни, с принципами светской государственности, свободы совести и убеждений, а также с основными чертами гуманистического мировоззрения.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СПЕЦКУРСА
1. Естественность и легитимность гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе:
1.1. Воспитываемость как антропологическая характеристика Homosapiens; ее место и специфика в ряду познавательных, оценочных, поведенческих и адаптивных качеств индивида.
1.2. Гуманистические компоненты Конституции РФ, закона РФ «Об образовании» и Всеобщей декларация прав человека. Роль этих документов в легитимации процесса гуманизации образования и введения тематики гуманизма в содержание образования и образовательные стандарты с целью укрепления личностных основ и гражданского сознания учащихся.
1.3. Альтернативные гуманизму воспитательно-образовательные парадигмы: догматические, авторитарные, тоталитарные, субъективистские, волюнтаристические, фундаменталистские и экстремистские, – как светские, так и религиозные.
2. Трактовка человека в современной философии гуманизма:
2.1.Структура внутреннего мира личность.
2.2. Человек как открытая система позитивных, нейтральных и негативных качеств.
3. Общие принципы гуманистического образования как педагогики человечности:
3.1. Гуманистический смысл целей и идеалов образования: здоровая личность и Homocreaturamcreatus (человек – творческое сотворение).
3.2. Субъект – субъектная установка.
3.3. Педагогика предлагающего объяснения и вероятностного описания.
3.4. Педагогика человечного диалога.
3.5. Педагогика сопровождения, поддержки и сотрудничества.
3.6. Критичность, здравый смысл и рациональность как интеллектуальная атмосфера гуманистического образования и воспитания.
3.7. Воспитание эмпатией, уважением, свободой, ответственностью и участием.
3.8. Передача, усвоение и выработка приёмов и навыков жизненного роста как цепи процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования (аутентичного творчески-позитивного выхода за границы личного существования к себе подобным, в область социума и природы).
4. Прагматика гуманистической педагогики:
4.1. Жизнеутверждающий эффект и оптимистическая установка.
4.2. Жизнесмысловая, экзистенциальная наполненность личности.
4.3. Творческий, продуктивный характер мышления и действия индивида.
4.4. Позитивная социализация и экологизация сознания и поведения. Толерантность.
4.5.Жизнестойкость, расширение возможностей и перспектив здоровой, полной и творческой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: РГО, 2005.
2. Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. М.: РГО, 2006..
3. Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический проект, 2005.
4. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. М.: РГО, 2003.
5. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. М.: РГО, 2001.
6. Круглов А. Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х тт., М., 1994 – 2004.
7. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека. Философия, психология и стиль мышления гуманизма. М.- СПб., 1998.
8. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999.
9. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000.
10. Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. Изд. второе, М.: РГО, 2002.
11. Куртц П. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. М.: РГО, 2005.
12. Современный гуманизм. М.: РГО, 2002.
13. Поругание разума. М.: РГО, 2001.
14. В защиту разума. М.: РГО, 2003.
15. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. №№ 1 – 41 (1996 - …)
В.А. Кувакин, 2006