Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Позитивная психология личности и мышления

Доктор философских наук,
профессор В.А. Кувакин

Целью спецкурса является ознакомление студентов с основами психологии современного гуманизма, с ее методологией и стилем мышления. Значимость тематики спецкурса определяется острой потребностью России в личностях, имеющих позитивные и твёрдые моральные и мировоззренческие ориентиры, обладающих устойчивой и здоровой психикой, резистентной к различного рода деструктивным установкам и девиантного поведения. В целом такая потребность обусловлена переходным характером новейшей российской истории, поиском обществом и личностью своей идентичности в ситуации неопределенности и радикальных перемен. Потребность в психологическом образовании, адекватном лучшим достижениям научной педагогики, становится особенно актуальной в свете действия в России сильных негативных тенденций, связанных с культивированием психологии индивидуализма, насилия, цинизма, агрессивности и сексуальной распущенности, с ростом преступности, проявлениями нетерпимости и ненависти на национальной и религиозной почве, с распространением ультранационалистических и фашистских настроений.
В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательные программы концепций гуманистической психологии, рассказывается о принципах гуманистического подхода к пониманию личностной психики и базовых психических мотиваций индивида, анализируется гуманистические аспекты как внутриличностного, так и экстравертированного общения, выявляются внутренние ресурсы личности как субстанциального деятеля, освещается система гуманистических требований к психологическому консалтингу, методам и программам само-психо-коррекции внутреннего мира индивида.

Специфика спецкурса состоит и в том, что в его рамках особое внимание уделяется знакомству студентов с инструментами и технологиями познания, овладения и использования позитивных психических ресурсов, составляющих имманентную внутреннюю реальность человека.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СПЕЦКУРСА

1. Место и значимость гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе:
1.1. Гуманистические идеи и установки Конституции РФ, закона РФ «Об образовании» и Всеобщей декларация прав человека.
1.2.Психика человека как фундаментальная антропологическая характеристика Homosapiens; ее роль в реализации познавательных, адаптивных, оценочных и поведенческих ресурсов индивида.
1.3.Парадигмы, альтернативные или смежные с гуманистической психологией: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология; психолинвистические и другие современные психотехнологии. Научные и ненаучные психологические концепции и практики; проблема их демаркации.
2. Человек как психическое существо
2.1.Структура внутреннего мира личность.
2.2. Проблема человеческого я и признаки личного существования.
2.3.Сознание и самосознание; их роль в конституировании и формировании личностного начала.
2.4.Личность и содержания ее внутреннего мира: проблема демаркации и взаимодействия.
3. Психика человека как проявление его естественных качеств
3.1. Позитивные человеческие качества.
3.2. Нейтральные человеческие качества.
3.3. Негативные человеческие качества.
3.4. Счастье и смысл жизни как психологическая проблема.
4. Специфика гуманистического стиля мышления
4.1. Аффирмативность и позитивность, скептицизм и критичность. Оптимизм и мужество гуманистической парадигмы мышления и поведения.
4.2. Научные компоненты гуманистического стиля мышления: объективность, рефлективность. открытость, всесторонность, пробабилизм и фаллибилизм
4.3. Стиль мышления гуманизма как проект и креативность
5. Феноменология становления личности и ее развития:
5.1. Идеал гуманизма: здоровая личность; человек как сотворение и самотрансценденция.
5.2. Этапы становления и роста личности как психоинтеллектуального существа.
5.3.Психологические аспекты самосовершенствование человека.
5.4. Человечное общение как психический процесс

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: РГО, 2005.
2. Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. М.: РГО, 2006..
3. Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический проект, 2005.
4. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. М.: РГО, 2003.
5. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. М.: РГО, 2001.
6. Круглов А. Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х тт., М., 1994 – 2004.
7. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека. Философия, психология и стиль мышления гуманизма. М.- СПб., 1998.
8. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999.
9. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000.
10. Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. Изд. второе, М.: РГО, 2002.
11. Куртц П. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. М.: РГО, 2005.
12. Современный гуманизм. М.: РГО, 2002.
13. Поругание разума. М.: РГО, 2001.
14. В защиту разума. М.: РГО, 2003.
15. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. №№ 1 – 41 (1996 - …)

© В.А. Кувакин, 2006