Главная
Гуманизм и его чаяния
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ III, ПРЕЕМНИК ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МАНИФЕСТА 1933 ГОДА
Гуманизм – это прогрессивная философия существования, которая, не прибегая к категории сверхъестественного, утверждает способность и долг человека вести нравственную жизнь личного совершенствования, направленную к высшему благу всего человечества. Гуманистическое мировоззрение – направляемое разумом, одушевляемое сочувствием и просвещённое опытом – подвигает нас к тому, чтобы жить радостной и полнокровной жизнью. Это мировоззрение складывалось веками и продолжает развиваться по сию пору, усилиями мыслящих людей, сознающих, что любые ценности и идеалы, как бы они ни были хорошо обоснованы, должны претерпевать изменения в соответствии с ростом нашего знания и понимания мира.
Данный документ является частью продолжающейся работы по выяснению в положительных терминах концептуальных черт гуманизма, – не чего-то, во что мы должны верить, а согласия относительно того, во что мы в действительности верим. Именно в этом смысле мы утверждаем следующее:
За гуманную, демократическую Россию!
Резолюция конференции РГО
Мы, члены Российского гуманистического общества, участники научно-практической конференции «Антропологические, культурологические и этические проблемы светского гуманизма» (Москва, 18 июня 2016 г.) подтверждаем, что РГО в своих принципах и своей практике ориентируется на опыт гуманистических организаций, объединённых в Международный гуманистический и этический союз и Европейскую гуманистическую федерацию.
Мы рассматриваем гуманизм как научное мировоззрение, представляющее идейную альтернативу религиозному догматизму и тоталитарным идеологиям, а РГО как организацию единомышленников, пришедших к согласию по базовым мировоззренческим принципам. Принципы, которые нас объединяют, изложены в «Манифесте российских гуманистов». Мы открыты для сотрудничества со всеми людьми и организациями, придерживающимися гуманистических убеждений и разделяющими взгляды, изложенные в "Манифесте российских гуманистов".
Основными направлениями нашей деятельности являются:
Комментарии Д. Бродского
"ГУМАНИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ" Г.В. ГИВИШВИЛИ:
Обширный, не очень глубокий реферат
Меня "убивает" следующее утверждение Гиви Васильевича: «что касается теоретического гуманизма как мировоззрения, учиться у Запада нечему... То, что они понимают под гуманизмом, есть форма без содержания, или интеллектуальное фрондерство." Такая смелость "обхождения" с целым" Западом" позволяет и мне, как одному из комментаторов, быть более откровенным в своих сужениях о высказываниях самого смелого автора. Его, приведенное выше, суждение совершено расходится с его же, мною глубоко уважаемым утверждением о фундаментальных ценностях гуманизма: признании свободы предпринимательства и безусловного права каждого человека на частную собственность...
Где как не в Европе и США закладывались и ныне процветают эти ценности?.. Откуда как не оттуда они распространяются по всему земному шару?
"Гуманизм в вопросах и ответах" Г.В. Гивишвили: комментарии
Ярослав Головин
Мы уже второй раз публикуем на сайте РГО текст Г.В. Гивишвили "Гуманизм в вопросах и ответах" http://www.humanism.ru/givishvili2016.htm, первый — это его Гуманистический Манифест. Идеи Гиви Васильевича требуют комментариев, ведь может сложиться мнение, что предлагаемый Манифест и предлагаемая интерпретация гуманизма выражают позицию РГО как организации.
Мы с Гиви Васильевичем являемся единомышленниками по всем главным мировоззренческим вопросам, в старом РГО он воплощал условно «либеральную» группу и поддерживал меня в моих инициативах. Я очень рад его возвращению в РГО, но на его текст вынужден написать критическую рецензию.
Данный текст называется «Гуманизм в вопросах и ответах». Этот жанр предполагает ответы на такие вопросы, которые мог бы задать условный человек с улицы, который что-то слышал про гуманизм, но слышал немного, и хочет разобраться, что же такое гуманизм. Смею утверждать, что девяносто процентов предлагаемых вопросов, начиная с вопроса про коллективное и индивидуальное сознание, про Афины, Рим и т.д. человек, интересующийся гуманизмом, задавать не будет, и напротив, девяносто процентов вопросов, которые он может задать (гуманизм и политика, трансгуманизм, войны, беженцы, смертная казнь, аборты и т. д.) в текст не включены. То есть принципы жанра не соблюдены. Точно то же можно сказать про Гуманистический манифест Гивишвили. И там, и там основную часть текста занимает взгляд на всемирную историю, а не актуальные вопросы современного гуманизма. Но это — вступительная ремарка.
Подробнее: "Гуманизм в вопросах и ответах" Г.В. Гивишвили: комментарии
Гуманизм в вопросах и ответах
Гиви Гивишвили
Можно обманывать некоторых людей все время. Можно
обманывать всех людей в течение некоторого времени.
Но нельзя обманывать всех людей все время.
А. Линкольн
C понятием «гуманизм» связана самая длительная и злостная фальсификация в мировой истории, поразившая слепотой сознание даже просвещенных миллионов. Из-за чего в нем до сих пор видят одну лишь этическую теорию человеколюбия, не замечая порождаемой ею гигантской практики человеколюбия. Кто эти недруги, силящиеся столь иезуитским способом дискредитировать гуманизм, ссылаясь на то, что его идеи либо противоречат традиционным ценностям, либо потворствуют злу сребролюбия, царящему в мире? Его давний, многовековый противник – христианская церковь. Его сравнительно новые недруги – марксизм и ислам. Церковь и мечеть все еще грезят Средневековьем – временем их безраздельного господства в Европе и на Ближнем Востоке. Марксизм еще надеется взять реванш у «проклятого капитала». Поэтому, желая приписать себе лавры исправителя нравов, церковь и мечеть ссылаются на благотворное влияние заповедей Христа и Мухаммеда. Марксисты же утверждают, что идеи, дескать, вовсе не причем, поскольку сознание определяется бытием. Однако что бы ни вещал «товарищ» Маркс, не бытие определяет сознание, но часто, напротив, сознание определяет бытие.