4.7. Педагогическая культура неопросвещения
Конкретные приёмы гуманистического воспитания – в том виде как они обращены к воспитателю и педагогу – состоят как минимум в следующем: (1) воспитание доверием, заботой, уважением; (2) воспитание ответственностью; (3) воспитание творчеством; (4) воспитание через здравомыслие; (5) воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений; (6) воспитание посредством обучения решению экзистенциальных жизнесмысловых проблем, а также методам прояснения, конституирования и творчества смыслов. Первые три принципа позволяют осуществить формирование личности через чувства, вторые три – через разум. В связи с тем, что рациональная сторона гуманистического этического воспитания уже освещалась в разделе «Этическая культура гуманизма», остановим здесь своё внимание на первых трёх перечисленных выше приёмах.
Эмоциональная сфера в человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. Это и составляет так называемый парадокс иррациональности человека: наделённый разумом, он часто поступает вопреки его велениям. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека – значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма.
Культура доверия. Среди приоритетных педагогических ценностей, образующих подлинную культуру воспитания, гуманизм называет воспитание доверием, заботой и уважением.Задача педагога – научить воспитанника доверять как самому себе, так и окружающим людям с тем, чтобы доверять и жизни в целом, воспринимать её как свою неповторимую миссию и как удивительное, уникальное и полное возможностей приключение. Необходимо учить человека бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради неизвестного будущего – значит быть открытым жизни, относиться к ней творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой, поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы приблизительно желает это знать.
Используя ложные методы общения с неизвестностью (гадания, пророчества, предсказания), человек лишь отдаляется от понимания своего назначения, тогда как единственно надежным способом «узнать свою судьбу» является применение своих сил и возможностей на деле. Для этого учителю, следующему принципам гуманистической педагогики, так важно научить воспитанников быть смелыми, решительными, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере их не преуменьшать. Хорошо выполнять то, что должно, и испытывать при этом радость и удовлетворение – старая мудрость, отражающая понимание жизни как миссии. По мнению психологов, ничто так не помогает человеку преодолевать жизненные трудности, как сознание стоящей перед ним важной задачи, специально для него приготовленной судьбой. Умение довериться текущей ситуации и самому себе – высочайшее искусство жизни.
Культура свободы и ответственности. Современная гуманистическая просветительская мысль практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда-либо прежде, воспитание стало воспитанием свободой и ответственностью. Это не означает, как это иногда понимается в популярной литературе, предоставление человека самому себе, культивирование вседозволенности и анархии мышления и поведения. Такое понимание свободы, как показывает П. Куртц в работе «Мужество стать», ведёт только к нигилизму, цинизму и отчаянию, к распадению личности, становящейся опасной как для себя, так и для общества. В своих сочинениях Н.А. Бердяев неоднократно подчёркивал, что свобода, не ориентированная на высшие ценности, ведет к хаосу и может причинять человеку только страдания. Такая свобода превращает жизненный мир человека в кошмар объектности, а самого человека в раба этого мира объектов. Н.А. Бердяев обращал внимание на связь свободы с ответственностью, с риском, с необходимостью соотнесения свободы с разумом, добром и рефлексией, с творчеством ценностей человечности.
Современные гуманисты развивают идею связи свободы с чувством долга и ответственности, с необходимостью понимания личностью как ценности свободы, так и её бремени. Особенно важен процесс вовлечения индивида в опыт свободы, в процесс освоения свободы, её укрощения в человеке через её очеловечивание, этизацию и связь с ценностями права и закона. Обучение испытанию свободой – одна из труднейших и ответственных задач просвещения и воспитания.
Развивая в человеке самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы он начал чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой. Постепенно формируется потребность максимально эффективно использовать отведённое время жизни и реализовать её смысл в конкретных делах, не упуская – в идеале – ни единой возможности.
Культура творчества. Воспитание культуры творчества через приобщение к нему «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека – ещё один аспект гуманистических технологий развития и совершенствования. Способностью к творчеству в той или иной степени или области наделён каждый. Творчество – определяющая характеристика человеческого существа. Воспитанию творчеством придаётся такое значение потому, что оно по необходимости учит человека опираться на собственные силы, верить в себя, быть независимым, автономным, свободным; всё это рождает в нем законное самоуважение. Разумеется, что, воспитывая через творчество, мы развиваем в человеке и познавательные способности (в первую очередь, может быть, воображение и интуицию), и практические умения. Серьёзный и общеполезный труд немыслим, кроме того, без добродетелей упорства, целеустремлённости, самодисциплины. Самоактуализация – не только увлечённость, но и кропотливая работа, и следует объяснять ребёнку, что одного вдохновения (творческого озарения) в любом деле мало, но что достижения накапливаются мало-помалу, и важно уметь доводить до конца свои задумки и начинания. Так развивается чувство преданности делу вместе с ответственностью за начатое.
Творческие задатки личности востребованы и в повседневной жизни. Этические проблемы для гуманиста не имеют однозначных прописных решений (определяемых, скажем, десятью библейскими заповедями), – их подлинное решение каждый раз уникально и может быть только творческим. Обучая мыслить и искать, а не только запоминать и применять готовые рецепты, гуманист обязан подводить человека и к этическому творчеству, исследованию, прояснению смысла, его созданию и реализации, тем самым на практике осуществляя постулаты гуманизма.
Завершая рассмотрение гуманистических принципов воспитания и социализации, отметим, что они способствуют выработке человеком установки на целенаправленное воплощение в реальность личного и одновременно общественно значимого смысложизненного проекта. Отсюда проистекает настойчивое желание, как можно более четко очертить круг тех ценностей, которые образуют полноценную личность и утверждают здоровый дух в обществе. Но в широком смысле, как перед педагогом, так и перед воспитуемым стоят одни и те же проблемы и задачи: понимание природы и возможностей человека в его отношениях к самому себе, миру и обществу; понимание сущности знания и механизмов его связи с мировоззрением человека.
Гуманизация культуры образования – один из основных факторов гуманизации общества в целом, так как через систему образования – этот фундаментальный знаниевый и коммуникативный человеческий процесс – идёт процесс воспитания и социализации человека. Это то жизненное пространство, из которого становящаяся личность черпает традиционные и инновационные ценности культуры, на основе которых складывается её мировоззрение. Именно через образование как единство обучения, воспитания и общения человек в основном усваивает нормы, правила и ценности общества, в котором живёт, в том числе и гуманистические ценности. Вместе с тем знания – необходимый информационный ресурс для самопознания и конституирования личностью самой себя, т.е. знание – одна из предпосылок рождения личности.
Гуманистические технологии педагогической практики не предполагают никаких возрастных ограничений для процесса формирования ценностных приоритетов личности, помощи в процессе формирования ею внутреннего мира, адекватного ей самой и бытию в целом. Развитие интеллекта, выработка мировоззрения отнюдь не ограничиваются периодом детства. В широком смысле, непрерывное образование – предпосылка достойного ответа на вызовы стремительно изменяющейся жизни. Гуманистический педагог призван помочь учащемуся осознать, что мировоззрение способно и, скорее всего, должно меняться и развиваться.
Суммируя изложенное, мы можем сказать, что в процессе гуманистического образования учитель призван устанавливать, поддерживать и культивировать:
– субъект-субъектные отношения между личностью и личностью во имя становления человечного человека;
– не водительство, а сопровождение и эмпатическое партнерство, позитивное и продуктивное взаимодействие людей на самых различных уровнях; в образовании воспитатель поддерживает человека на его пути от общества к себе и от себя – к обществу; этапы этого пути в образовании – это череда эмпатически поддерживаемых педагогом свободных актов воспитуемого: рефлексии (самопознания), самоидентификации (опознания, узнавания и тем самым первичного прояснения человеком самого себя), принятия самого себя, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования, означающего выход личности в общество и природу с плодами своего творчества и с самой собой, готовой и способной принести благо себе подобным, человечеству и миру в целом. Самотрансцендирование – высшая степень психологической, моральной и гражданско-правовой социализации человека и его экологической «натурализации»;[1]
– методы и способысвободного становления и самосовершенствования личности;
– развитиечеловечности, способности человека опираться на свои собственные позитивные ресурсы и, прежде всего, на естественно присущую ему гуманность;
– установки на гражданское достоинство, что помогает личности осознать её значимость как полноценного члена общества, осмыслить непреходящие ценности национального и мирового гражданства и единство человеческого рода;
– интериоризацию метамировоззренческих, т.е. общих всем недеструктивным мировоззрениям ценностей, поскольку гуманизм исповедует приоритет первичныхи фундаментальных («домировоззренческих») ценностей: свободы, разума, ответственности и порядочности, оптимизма, мужества, терпимости и доброжелательности, составляющих основу любого позитивного мировоззрения и преодолевающих всякие границы, разделяющие людей по признакам пола, расы, национальности, возраста, социального положения, политических, религиозных и иных идеологических и мировоззренческих различий;
– процедуры и способы решениясмысложизненных проблем, поскольку гуманизм помогает человеку жить осмысленнойжизнью, предлагая ему программу смыслостроительства, смыслодостижения, вместе с адекватными этой задаче инструментами и основополагающими ценностями – с тем, чтобы он обрёл возможность и волю жить максимально полной, богатой и счастливой жизнью.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] О гуманистическом проекте «гуманизации природы и натурализации человека» см.: Парсонс Г. Человек в современном мире, с. 245–286.