Совместный проект
Впервые в истории РГО в МГУ имени М.В. Ломоносова был прочитан межфакультетский курс «Наука, лженаука и паранормальные верования». Курс читал заслуженный профессор Московского университета, почетный президент РГО В.А. Кувакин.
Этот инновационный курс стал совместным проектом МГУ, Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и паранормальными верованиями, Центра исследований РГО при философском факультете МГУ и международного Центра исследований (Амхёрст, США).
Курс прослушало 257 студентов 28 факультетов МГУ. В реализации проекта принимали участие д.м.н., профессор, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины О.Ю. Реброва и заслуженный преподаватель Московского университета Ю.Б. Сенчихина.
ПРОГРАММА КУРСА «НАУКА, ЛЖЕНАУКА И ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ВЕРОВАНИЯ»
http://edu.msu.ru/mfk/attachment/168/annotation&program.pdf
Целью межфакультетского спецкурса является ознакомление студентов с современными формами лженауки и паранормальных верований, с теорией и практикой критического мышления. Междисциплинарность проблемы и ее практические приложения предполагают анализ теоретико-познавательных и психологических аспектов темы, а также повседневных, конкретных житейских ситуаций обмана и манипуляций сознанием человека. В рамках спецкурса обращается внимание на различные методики анализа обмана, мошенничества, лженауки, экстрасенсорики и др. Значительное место уделено рассмотрению шарлатанства как широко распространенной социальной болезни современного российского общества и специфической формы организованной преступности. В спецкурсе обсуждаются способы разоблачения обмана и идентификации лженауки.
Прагматический аспект спецкурса состоит в выработке у студентов критического мышления и скептико-исследовательских установок, умения оценивать информацию, особенно транслируемую СМИ, рекламу, контент Интернета, лейблы товаров и др. В рамках спецкурса студентам предлагаются методы укрепления их личной интеллектуальной и мировоззренческой безопасности.
Чтение спецкурса проходит в основном в форме презентаций и интерактивного общения. Слушателям курса презентуется (дается в подарок) книга выдающегося американского пропагандиста науки и создателя концепции исследовательского скептицизма Пола Куртца «Новый скептицизм. Исследование и надежное знание».
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА
- Научное знание и его специфика.
- Паранаука, квазинаука и лженаука.
- Симптомы лженауки и способы их распознания.
- Заявления о паранормальных феноменах.
- Общая характеристика парапрактик.
- Феномен ошибки и его неистребимость.
- Виды обмана и заблуждений.
- Мошенничество как преднамеренный и корыстный обман.
- Психология мошенничества.
- Топография и институционализация мошенничества.
- Экономические основания лженауки и парапрактик.
- Реклама как территория обмана.
- СМИ, Интернет и проблема мировоззренческой и психологической безопасности.
- Надзирающее и надзираемое общество.
- Общие черты критического мышления.
- Методология и психология критического мышления.
- Каким образом государство могло бы помочь обществу освободиться от засилья лженауки и шарлатанства?
- Роль ученых, образовательного и журналистского сообщества в защите разума, науки и достоинства человека.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА
Лекция 1. Наука как интеллектуальный, нравственный и психологический феномен. Наиболее релевантные определения науки. Ее особенности возникновения и развития. Основные качества науки как интеллектуального феномена, формы мышления и организованного – социального и институционального – явления. Специфические нравственно-психологические черты науки.
Лекция 2. Наука в системе человеческих ценностей. Что такое ценности? Мир сущего и мир должного. Почему наука – это жизненная ценность и условие человеческого прогресса? Связь науки как ценности с экзистенциальными (жизненными), духовными и материальными ценностями. Роль науки в повышении качества жизни.
Лекция 3. Наука и вненаучные формы опыта. Наука в системе человеческого опыта. Наука как способ повышения статуса рациональности человека. Особенности науки как формы опыта и освоения действительности по сравнению с такими формами опыта, как философский, нравственный, религиозный и эстетический.
Лекция 4. Научная картина мира и научное мировоззрение. Наука и современное информационное пространство. Общие черты картины мира, предлагаемые современной наукой. Проблема совмещения знаний различных наук выработка единой и универсальной научной картины мира. Наука и критерии ее оценки. Сходство и отличие научной картины мира от научного мировоззрения. Особенности сосуществования научной картины мира с другими формами сознания во внутреннем мира человека. Роль СМИ в ухудшении научной осведомленности населении.
Лекция 5. Новые формы виртуальности и их угрозы. Вирусные информационные технологии и проблема интеллектуальной безопасности. Электронные СМИ и Интернет как новые формы виртуальности жизненного мира человека. Особенности восприятия человеком виртуального мира. Негативные последствия новой виртуальности: иррационализация, доминирующая визуализация, десимволизация, вульгаризация понимания действительности, отупение и манипуляции. Рост вирусных – самореплицируемых и самовоспроизводящихся информационных технологий, управляющих сознанием потребителя информации.
Лекция 6. Эпидемия лженауки: ее предпосылки и последствия. Определение лженауки. Общие социальные причины бурного развития лженауки в России. Экономические и психологические особенности распространения околонаучного шарлатанства и превращение его в новые формы организованной преступности.
Лекция 7. Как отличить науку от лженауки. Современные методы распознавания симптомов лженауки. Топ-лист современных лженаучных представлений в России. Специфика бытования лженауки в России.
Лекция 8. Паранормальные верования. Что такое паранормальное. История возникновения заявлений о паранормальных феноменах и их изучении. Как заявление о паранормальном феномене превращается в паранормальное верования и парапрактику. Типы паранормального.
Лекция 9.Научная экспертиза заявлений о парафеноменах. Что такое научная экспертиза? Методы и структура научной экспертизы заявлений о паранормальных феноменах. Почему научная экспертиза должна быть независимой и свободной, не связанной ни со структурами власти, ни с бизнесом? Перспективы развития экспертной практики в России.
Лекция 10. Человеческие заблуждения: от ошибки к обману. Онтологическая природа ошибки. Антропологические предпосылки ошибки и заблуждения. Психология заблуждений. Типы заблуждений. Логика превращения ошибки в заблуждение, заблуждения в добросовестный обман, добросовестного обмана – в корыстный, корыстного обмана – в преступление.
Лекция 11. Традиционные формы обмана и мошенничества. Общие характеристики традиционных форм обмана. Астрология, карточные и иные формы гадания, предсказания судьбы и т.д. как традиционные формы обмана. Причины живучести традиционных форм обмана. Новые формы мошенничества: лохотроны, электронные формы мошенничества и др.
Лекция 12. Психология мошенничества. Мошенничество как психологический феномен. Психология мошенника и психология обманываемого (жертвы). Традиционная география мошенничества. Роль СМИ в продвижении и пропаганде иррационализма, лженауки и паранормальных верований.
Лекция 13. Кейс-стадиз: «нанофильтры» Петрика, «Великая тайна воды», «девочка-рентген». История возникновения резонансных шарлатанских проектов и история их научной экспертизы и оценки. Роль ученых и научных журналистов в борьбе с лженаукой и паранаукой.
Лекция 14. Организованные формы борьбы с лженаукой в России. Создание Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований и ее роль в мобилизации общественного мнения в защиту науки. Клуб научных журналистов и журнал «Здравый смысл» - орган Российского гуманистического общества, их роль в пропаганде и популяризации науки.
Лекция 15.Что такое правильное мышление? Определения правильного, т.е. критического, научного, открытого и прагматического мышления. Психология правильного мышления. Аксиомы и логика критического мышления. Роль научной аргументации и критического исследования в установлении статуса феноменов как лженаучных или паранормальных.
Лекция 16. Наука и современное просвещение. Роль и ответственность российского научного сообщества в защите науки и борьбе с вторжением лженауки и иррациональных верований в общественное сознание. Необходимость коренной перестройки сознания российского научного сообщества с целью превращения его в активного субъекта интеллектуальной жизни России. Идея Нового просвещения как парадигмы развития современной науки и ее вплетения в отечественную культуру и повседневность.
ЛИТЕРАТУРА
В защиту науки. Бюллетень Комиссии РАН по борьбе с лженаукой. http://moi-vzn.narod.ru/
В защиту разума. М.: РГО, 2003.
Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ. М.: «Рей», 1994, 120 с.
Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. №№ 1 – 65 (1996 - 12012) http://razumru.ru/humanism/journal/numbers.htm
Круглов А.С. Мировоззрение / Круглов А. Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х т. Т. 2 (К-Н), М., 1998. С. 182-186. http://alkruglov.narod.ru/
Круглов А. Реклама. Скептицизм / Круглов А. Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х т. Т. 4, (Р-С) М., 2004. С. 99, 229-231. http://alkruglov.narod.ru/
Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. М.: Наука, 2001.
Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги -2. М.: Наука, 2006.
Кувакин В.А. Паранормальное, квазинаука и лженаука. Обман, дезинформация, внушение, манипулирование/Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: РГО, 2005. С. 230-243, 272-276.
Кувакин В.А. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления. М. 2007 http://www.humanism.ru/teoriya-prakticheskogo-myshleniya/
Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999. http://www.humanism.ru/iskushenie-potustoronnim/
Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005.
Насколько эффективны существующие меры по борьбе с лженаукой?/Ответы В.А. Кувакина на вопросы читателей ЛЕНТЫ.РУ http://lenta.ru/conf/kuvakin/
Сурдин В.Г., Астрология и наука М.: Век 2, 2007.