РГО – гость Конференции международных организаций при Совете Европы
Второго ноября мы со Светланой Турковой приняли участие во встрече российских НКО с представителем Совета Европы Анной Рурка. Она занимает пост Президента конференции международных негосударственных организаций при Совете Европы (President of the Conference of INGOs of the Council of Europe) http://www.coe.int/en/web/ingo/home
Встреча была неформальной, докладов не предполагалось. Было известно, что речь пойдёт о российском "законе об иностранных агентах". Анна Рурка и ещё две её коллеги задавали вопросы о том, как вам, российским НКО, живётся при таком законе, и чем мы, Совет Европы, можем вам помочь? Участников было совсем немного, двенадцать - пятнадцать, и тон задавали руководители "Мемориала" и "Гражданского содействия", которые уже давно попали в список иностранных агентов. Также выступала Валентина Череватенко, руководитель НКО из Ростовской области, на которую заведено первое уголовное дело за неисполнение "закона об иностранных агентах" http://www.hro.org/node/25084
Руководители российских НКО рассказывали о том, как этот закон применялся в отношении к ним, в частности, какая конкретно их деятельность была признана политической. Выяснилось, что после разъяснений Министерства юстиции любая деятельность НКО может быть признана политической. Многие рассказывали о появлении в регионах имитационных, фейковых НКО, которые легко выигрывают конкурсы на правительственные гранты. Но вот на вопрос хозяев "чем же мы, Конференция НКО Совета Европы, можем вам помочь?" никто не отвечал. Думаю, потому что мало кто представлял, какие возможности у этой структуры. Я тоже не знал об этом.
Своё выступление я начал с того, что вы, представители Совета Европы, можете нам помочь тем, что в своих контактах с российскими властями (а они говорили, что встречались с Михаилом Федотовым и Сергеем Лавровым) будете чётко выражать позицию, что в России идёт уничтожение гражданского общества, и если какие-то реально независимые НКО ещё действуют, то это не благодаря, а вопреки государственной политике в отношении гражданского общества. Далее я сказал, что жаловаться на преследования РГО не может, мы ведь никакого финансирования не получаем не только из-за рубежа, но вообще никакого не получаем, существуем только на взносы и пожертвования членов РГО. Но в нашей внутренней дискуссии многие члены РГО высказывают опасения, что нас могут начать преследовать по "закону об иностранных агентах" просто за поездки на международные гуманистические конференции. В ответном слове коллега Анны Рурки продемонстрировала отчёт ОБСЕ о положении НКО в России, и заявила, что там прямо и чётко говорится о преследованиях российских НКО.
После меня взяла слово Светлана Ганнушкина и сказала, что хорошо бы будущие встречи проводить не отдельно с НКО, а отдельно с властями, а трёхсторонние, чтобы мы при вас могли представителям власти задавать вопросы. Это предложение хозяевам встречи понравилось. В кулуарах я общался со Светланой Ганнушнкиной, она про РГО ничего не слышала. А вот Анна Рурка про гуманистическое движение знала, сразу спросила меня: "А Дэвид Поллок - это руководитель вашей зонтичной организации?"Было приятно слышать, что про Международное гуманистическое движение знают, хотя Дэвид Поллок - предыдущий президент ЕГФ, и ушёл с этого поста довольно давно.
Подобные встречи весьма полезны, они не только дают возможность нашим европейским коллегам узнать о ситуации в России из первых рук, но и нам, участникам из России узнать много нового друг о друге.
Ярослав Головин,
президент РГО