5. Уважение
5. Уважение
Закончить разговор о психологических аспектах гуманистического мышления я бы хотел прояснением смысла такого качества или состояния психики, как уважение к человеку. Уважение представляется мне именно тем феноменом, который находится ближе всех остальных к сущности человечности или даже составляет наиболее существенную конкретную грань гуманности. Уникальность чувства уважения состоит в том, что в нем трудно разглядеть какие-то примеси или оттенки внегуманного и тем более антигуманного. Оно человечно само по себе. Невозможно представить себе гипертрофированное, чрезмерное уважение или уважение крошечное, небольшое, поскольку ни то, ни другое уже не уважение. Такого не может быть, как не может быть двухлитровой длины или килограммовой ширины. Как только внутренне присущие уважению сдержанность и соразмерность теряются, то вместо них может возникнуть восторженность, преклонение, лесть, заискивание, пресмыкательство, презрение или пренебрежение. Практически все, что угодно, но это уже не будет иметь прямого отношения к чувству уважения как особому общему психологическому состоянию личности. Иными словами, чувство уважения легко утерять или «уронить».
В самом себе как таковое это состояние настолько стабильно и внутренне уравновешено, что в нем не происходит каких-то качественных и заметных количественных (в смысле интенсивности и глубины проявления) перемен от изменения его направленности. Уважение к человеку и самоуважение — одинаково благородные чувства, не только не предполагающие какой-либо иерархии уважений, но, напротив, позволяющие человеку полнее ощущать глубинную равнокачественность, равноправие и равноценность людей, равенство их уникальных достоинств и потенциального права на уважение.
Внутренняя добротность, прочность этого чувства подтверждается еще и тем, что всякое конкретное проявление уважения, в отличие, скажем, от любви, невозможно «с первого взгляда». Оно может вырасти и укрепиться только в процессе более или менее длительного и серьезного отношения (или взаимоотношений) и в соответствии со своими собственными критериями, опираясь на реальные факты или результаты, на опыт, в принципе, равноправного общения. «Я уважаю Бога», — так, думаю, не смогут, точнее, не посмеют сказать подавляющее [151] большинство верующих, потому что об уважении говорят не снизу вверх и не сверху вниз, а из чувства и состояния равенства оценивающего и ценимого.
Формирование уважения форсируется или тормозится в небольших пределах; оно не терпит искусственности и какого-либо давления. Уважение обладает очевидными признаками естественности, самородности, глубинности и серьезности. Ими объясняется тот факт что отношения или действия, основанные на уважении, как правило обладают особой прочностью, надежностью и человечностью.
Семантически слова «уважение», «уважительность» связаны с понятием правильности, дельности. Уважительность как качество гуманности ассоциируется с основательностью и стабильностью причины того или иного положительного действия. Уважать, по Далю, значит «почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко». Мою догадку о том, что чувство уважения трудно чем-то замарать, смешать с каким-нибудь негативом, можно подкрепить приводимой Далем поговоркой: «Худого человека ничем не уважишь».
Вместе с тем, чувство уважения способно на терпимость, демократичность, гибкость и селективность. Будучи воспитанным в лоне гуманности, оно позволяет личности уважать в себе подобных что-то одно, но не уважать другое. Тем самым уважение становится компонентом позитивной и аффирмативной (утвердительной) установки гуманистического мышления, т.е. готовностью сказать человеку «да», видеть в нем сначала хорошее, достойное уважения. Ведь при искреннем желании в большинстве людей мы обязательно отыщем что-нибудь такое, что заслуживает нашего неподдельного уважения. Уважение — глубинное эмоционально-интеллектуальное психическое состояние личности. Его высокая значимость определяется тем, что соответствующее ему качество — уважительность — в союзе с совестливостью и здравым смыслом составляют ядро человечности человека.