Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

3. Нейтральная полоса

 

3. Нейтральная полоса

«Нейтральность» — понятие не совсем меня удовлетворяющее, но за неимением более подходящего его приходится сохранять и употреблять. Этим словом я обозначаю ту область человеческих качеств и ; способностей, которые сами по себе ни положительны, ни отрицательны. Только в этом узком смысле они вне сферы гуманности и вне сферы антигуманности. Но во-первых, это не значит, что они бытуют вне человека, и, во-вторых, это не значит, что они не бытуют и не проникают в область как человечности, так и античеловечности в человеке. Признание этих трех групп человеческих способностей и задатков позволяет избежать односторонностей, редукционизма и идеализации или очернительства в оценке человека. Человек — не зверь и не ангел, не полубог и не полудьявол, он не человекобог и не человекозверь, он не выше ангела и не ниже зверя.

Человек не есть и, как полагал Вл. Соловьев, — «вместе и божество и ничтожество». Личность несет в себе свой собственный мир. Коль скоро она есть, она постоянно делает себя, поддерживает себя, подтверждает себя, опирается на себя, выбирает себя разную и неисчерпаемую, добрую и злую, созидательную и разрушающую, свободную и подавленную, оптимистическую и пессимистическую — прежде всего и главным образом посредством реализации или нереализиции, подавления в себе, а в рамках объективных возможностей и во вне, наличных в ней, подвижных, имеющих прозрачные границы гуманных, нейтральных и антигуманных качеств и способностей.

Особенно эластичны и поддаются влиянию других человеческих качеств те, которые располагаются в нейтральной, так сказать, средней зоне внутреннего мира человека. Я бы отнес к ним уже названную свободу, разум и все другие познавательные орудия и качества познания как таковые, безотносительно к их содержанию. Далее, это воляи ее более конкретные модификации: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость и упорство, откровенность. Нейтральны самодисциплина, трезвость духа, собранность, осмотрительность, любопытство и многие другие. Нейтральны и все нормальные [159] (не патологические) физические, биологические, физиологические свойства и способности человека. Их нейтральность в смысле внегуманности отнюдь не означает, что мы должны исключать их из сферы гуманистического мировоззрения. Напротив, все они суть человеческие ценности, когда так или иначе связаны с гуманностью.

Для большей ясности и убедительности можно рассмотреть отдельный случай наполнения нейтральных качеств тем или иным содер. жанием, либо их соединения с другими — позитивными и негативными — качествами, что и ведет к «миграции» их соответственно в зону человечности или античеловечности. Так, нет ничего легче, чем представить себе диаметрально противоположные направленности и судьбы свободы: одному человеку или группе лиц она откроет перспективы творчества добра, укрепления нравственных ценностей, другим — путь к разрушению и насилию; для одного она будет означать возможность ценить и уважать свободу другого человека, поиск способов создания оптимальных условий реализации свободы каждого члена общества в условиях социальной справедливости, правопорядка и законности, для другого она станет сигналом к социальной анархии и произволу. Не менее способны к интегративности интеллектуальные качества человека. Для одного разум — это такая ценность, которая облагораживает, способствует нравственному совершенствованию и материальному благосостоянию, но есть и гении зла, вражды, человеконенавистничества, которые готовы использовать и используют достижения научного познания и технического прогресса, логику, человеческое воображение, компьютеры и высокие технологии в антигуманных целях. Этой экспансии антигуманного в область нейтральных качеств человека противостоит, должна противостоять активность сферы гуманного, которая, распространяясь в область нейтрального, способна наполнить и наполняет ее позитивным содержанием, сужая тем самым территорию бытования антигуманного в человеке.