IX. Квазиценности
Человеческая реальность настолько сложна и многообразна? что в ней, как кажется, есть все, что угодно. В том числе и то, чего нет и, судя по всему, быть не может. Это естественно и нормально. Однако среди того, чему в мире не соответствует ничего реального, есть такое, что умаляет и унижает достоинство человека, ввергает его в столь драматические реальности внутреннего мира, что само существование личности становится призрачным и квазичеловеческим. К числу таких специфических реальностей относятся ошибки, заблуждения, предрассудки, иллюзии, мифы и т.п. явления. У меня есть только одно метафизическое объяснение существования таких реальностей в мире человека. Поскольку реальность человека частично интегрирована с другими субстанциальными реальностями, в частности, с реальностью ничто, небытия, то одной из форм проявления этого ничто в мире человека и являются те феномены, о которых я только что сказал. Почему они названы мной псевдоценностями? Прежде всего потому, что их ценность принципиально сомнительна, а в конечном счете эти феномены подрывают истину, добро, красоту, справедливость, жизнь и. по сути, все остальные человеческие ценности. Их опасность состоит в том, что они выдают себя за ценность и подлинность, а человек вольно или невольно считает их таковыми. Это не значит, что псевдоценности целиком и полностью античеловечны. Они могут давать некоторый частичный или побочный ценностный эффект, но он всегда случаен, ненадежен и ограничен и принципиально ослабляется негативными последствиями псевдоценностей, которые в них в конечном счете преобладают.
Псевдоценности проникают во все области человеческого существования и деятельности: в науку, нравственность, семью, искусство, воспитание и т.д. Однако в относительно концентрированном виде они бытуют как наши предрассудки, ненадежная и не верифицируемая информация, мифы и иллюзии, социализируемые и объективируемые в достаточно определенных формах. Наиболее распространенные из них — это область паранормального и религиозного.