Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

4. Философия Шеллинга: система трансцендентального идеализма

4. Философия Шеллинга:  система трансцендентального идеализма

Новый этап в развитии немецкой классической философии связан с именем Фридриха Шеллинга (1775–1854 гг.), студенческого друга и сокурсника Гегеля, с которым он учился в Тюбингенском теологическом университете.

Дать оценку философской системе Шеллинга в целом трудно, т.к. его философские воззрения не представляют строгой и последовательной системы. Шеллинг проделал самую разнообразную эволюцию и на разных этапах своей жизни он каждый раз создавал новую систему, отличную от предыдущей.

Точно так же нельзя выделить у Шеллинга какое-нибудь произведение в качестве главного, которое давало бы наиболее полное представление о его философии. У Шеллинга такой работы нет.

Исследователи творчества Шеллинга отмечают, что наиболее продуктивные идеи он выдвинул в ранний период своего творчества. Рубежом в философской эволюции Шеллинга считается 1810 г. После 1810 г. творческий потенциал Шеллинга пошел на убыль. Гейне довольно резко сказал, что Шеллинг «был позорно свергнут с престола мысли, Гегель, его мажордом, сорвал корону с его головы»[1]. Что имел в виду Гейне?

В 1807 г. вышла «Феноменология духа» Гегеля. В этой работе Гегель обосновал принципы своей философии и подверг принципиальной критике философию Шеллинга. Гегель писал, что у Шеллинга отсутствуют новые идеи, что он повторяет уже известный материал, лишенный научной системности[2]. Критика потрясла Шеллинга. Исследователи указывают, что после этого Шеллинг начал испытывать страх перед публикацией своих трудов, избалованный до этого восторженными откликами и отзывами на них. И только после смерти Шеллинга были опубликованы такие произведения, как «Мировые эпохи», «Лекции по мифологии» и др. Более половины 14-томного собрания сочинений Шеллинга, вышедшего после его смерти, составили ранее не публиковавшиеся работы.

В первый период своего творчества Шеллинг испытал влияние Канта, Фихте, хотя и не стоит это влияние переоценивать. Во-первых, оно не было длительным, во-вторых, Шеллинг не следовал слепо за своими предшественниками. Так, в работе «О Я как принципе философии...» Шеллинг толкует Я как духовное начало вообще, а не только как сознание. То есть здесь намечается переход к объективному идеализму и отход от Фихте. В работах второй половины 90-х годов этот переход очевиден («О мировой душе», «Первый набросок натурфилософии»).

Теперь мы можем перейти к той стадии философского развития Шеллинга, когда заканчивается ранний период его творчества, и он начинает создавать систему философии «трансцендентального идеализма», которая является вершиной творчества Шеллинга: он подвел итоги своего предшествующего развития и наметил переход к «философии тождества» от «натурфилософии». Наиболее ценные идеи, оказавшие влияние на философскую мысль Германии, Шеллинг высказал в работе «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.).

С внешней стороны структура работы воспроизводит структуру кантовской философии в целом, ее Шеллинг излагает в самом начале произведения. «Система трансцендентального идеализма» состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая философия – соответствует «Критике чистого разума». Вторая часть – практическая философия – соответствует «Критике практического разума». И третья часть – основоположения теологии, натурфилософии и философии искусства – совпадает с «Критикой способности суждения». Но содержательно Шеллинг дает свою интерпретацию исходным принципам кантовской философии. Цель своей работы он видит в том, чтобы «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволяют ему стать... системой знания»[3].

В чем же заключается новая интерпретация Канта? Шеллинг пишет: «Всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного. Ибо знают только истинное; истина же состоит в совпадении представлений с соответствующими им предметами»[4]. Но это же утверждает и Кант. Однако понимание Шеллингом субъективного и объективного совершенно иное, чем у Канта и Фихте. Объективное – Шеллинг называет его природой – одухотворено: «Наивысшей степенью совершенства было бы полное одухотворение всех законов природы, которое превратило бы их в законы созерцания и мышления»[5]. Следовательно, познание природы состоит в познании духа, в ней объективированного. Познание духа – это познание творческого начала природы. То есть в системе трансцендентального идеализма явно просматривается тождество мышления и бытия, с одной стороны, и, с другой стороны, видна идея диалектики природы, развития природы. И Шеллинг действительно показывает, как природа, пройдя различные стадии развития, доходит до самосознания в лице человека.

Исходное, первичное, абсолютное как тождество субъективного и объективного должно в представлении Шеллинга чувствоваться, созерцаться в форме непосредственного знания, т.е. в форме интеллектуальной интуиции: «в трансцендентальном знании... объект как таковой исчезает»[6].

Очень важной идеей философии Шеллинга является мысль о восхождении сознания ко все более сложным формам, более совершенным. Благодаря этой идее философия в системе трансцендентального идеализма предстает как развивающаяся система категорий. «Итак, философия, – пишет Шеллинг, – является историей самосознания, проходящего различные эпохи; последовательность их создает упомянутый единый синтез»[7]. В действительности этот синтез осуществит Гегель в «Феноменологии духа», в которой подвергнет Шеллинга критике.

Если попытаться дать общую оценку философии Шеллинга и определить его место в истории немецкой философии, то можно сказать, что философия Шеллинга является переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля. Шеллинг осуществил переход от субъективно-идеалистического понимания предмета философии к объективно-идеалистической трактовке ее как системе трансцендентального идеализма. В философской системе Шеллинга присутствует идея развития природы, общества, искусства как процесса. Однако Шеллинг не развил эту идею в целостную теорию и не сделал вытекающих из нее выводов. Диалектику в системном виде представил Гегель.

В заключение скажем несколько слов о влиянии Шеллинга на русскую отечественную мысль[8]. Немецкая классическая философия всегда была популярна в России. Но, как подчеркнул А. Гулыга, «ни Канту, ни Фихте, а именно Шеллингу суждено было стать властителем русских дум философских и вплоть до конца века значительным образом влиять на развитие философствования. Шеллинг значил для России больше, чем для Германии»[9].

В России возникло целое философское направление, получившее название «русского шеллингианства». В 20-е годы XIXв. в России Шеллинг был популярен в московском «Обществе любомудров», где собирались Одоевский В.Ф., Веневитинов Д.В., Киреевский И.В. и др. В литературе отмечается близость идей Шеллинга и славянофилов. Шеллинг оказал влияние на русскую поэзию в лице Ап. Григорьева и В. Соловьева.

Шеллинг оказался близок русской философии, благодаря ее тяготению к литературно-художественному языку: в философии Шеллинга заметно стремление выйти за пределы западноевропейской традиции, ориентировавшейся на язык науки.



[1] Гейне Г.  Собр. соч.: В 10 т. М., 1956–1959. Т. 6. С. 134.

[2] См.: Гегель. Т. 4. С. 7–8.

[3] Шеллинг Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 288.

[4] Там же. С. 232.

[5] Там же. С. 233.

[6] Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 237

[7] Там же. С. 283

[8] Более подробно об это можно прочитать: Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982; Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980.

[9] Гулыга А.В. Указ. соч. С. 289.