Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Гуманизм и филантропия

Уплата членских взносов и пожертвования – единственный источник покрытия всех расходов РГО, связанных с его функционированием. Хочу подчеркнуть, что вся деятельность организованных российских гуманистов ведется на общественных началах, что, разумеется, похвально, но в условиях рынка недостаточно и даже неправильно, т.к. у нас есть виды работ, требующие каждодневный усилий и их было бы естественно оплачивать. Но есть и другая сторона пожертвований, которая нам мало знакома ввиду общественной неразвитости этой традиции, – сторона моральная, психологическая и социальная. Позвольте мне поделиться своими соображениями с посетителями наших сетевых ресурсов.

Что такое частное пожертвование? Это действие, связанное с безвозмездной передачей человеком другому лицу или некоммерческой организации гражданского общества каких-то материальных средств на их непосредственные нужды. Казалось бы, имеет место какая-то жертва, т.е. человек идет на сознательный ущерб для себя и – косвенно – для своих родных и близких. На самом деле все гораздо глубже. И в этом я убедился на собственном опыте, а не вычитал в каком-то научном трактате.

Дело в том, что когда человек совершает это действие, он много получает взамен. Во-первых, – это замечательное чувство радости дарения, которое порой бывает сильнее радости получения подарка. Во-вторых, – это реальное участие в деятельности, скажем, той или иной общественной организации. Ведь эти средства, особенно финансовые, имеют в ней возможность быть использованы для любых ее уставных задач. Тем самым тот, кто жертвует, реально, хотя и посредством данной ячейки гражданского общества, участвует в действиях, которые он считает важными и благородными. В-третьих, дарителю или, как сейчас говорят, спонсору становится небезразлична работа приглянувшейся ему добровольной организации, он так или иначе вовлекается в ее заботы. У него появляется чувство ответственности за эту организации, она становится его организацией, он без труда может увидеть результаты своего акта пожертвования и при желании принять участие в ее работе в любых, обусловленных уставом формах.

Пожертвование – весьма эффективная современная форма участия гражданина в жизни общества. (В США на нужды общественных организаций ежегодно жертвуют десятки миллиардов долларов. И это – предмет гордости американцев.) Далеко не всякий из нас имеет физическую возможность вести общественную работу. Жертвуя на нужды организаций  некоммерческого сектора общества, человек как бы говорит: у меня лично нет возможности делать ту работу, которую делаете вы, но я доверяю вам и у меня есть возможность дать вам средства, которые помогут вам продолжать или даже повышать эффективность вашего – а теперь и моего – дела. И это – вполне нормальный граждански зрелый поступок, поступок общественный и морально безупречный.

К сожалению, в нашем общественном сознании  имеется много предрассудков относительно пожертвований, непонимания его сути, даже подозрительности и насмешки. Виной тому, прежде всего, отсутствие традиций пожертвований, филантропии. Эта традиция начала было  формироваться в России на рубеже XIX – XX вв., но после октябрьского переворота 1917 г. была прервана. Всякое милосердие было признано оскорбительным и даже противозаконным в условиях большевистской диктатуры. Все были обязаны быть счастливыми. По стране разнеслись слова: «Мы будем петь и смеяться, как дети…» Этот во многих случаях фальшивый и «насильственный» оптимизм деформировал психику человека, лишал его ряда положительных черт и потребностей, в том числе – естественного желания помочь другому человеку. На межличностном уровне даже тоталитарному режиму не удалось уничтожить эту потребность, но на уровне независимых от партии и правительства общественных организаций это было сделано. Многие человеческие драмы и трудности были фактически объявлены несуществующими. Тем более немыслимой была какая-то независимая, свободная от государства организованная деятельность людей. С 90-х годов в России стало рождаться гражданское общество, структурно почти на 100 процентов опирающееся на многочисленные ассоциации, общества, движения и т.д. Их функции чрезвычайно многообразны: от конкретной помощи бездомным или сиротам до защиты прав человека и контроля государства за соблюдением им Конституции. Но, подчеркну, никаким бюджетом не предусмотрено и не должно быть предусмотрено ни одного рубля на деятельность организаций гражданского общества. Вся эта крайне важная работа ведется в первую очередь и главным образом на средства от добровольных, т.е. свободных, пожертвований частных лиц и коммерческих организаций. Можно даже сформулировать закономерность: чем ниже уровень пожертвований на нужды ячеек гражданского общества, тем ниже уровень гражданского достоинства членов общества, тем ниже уровень демократии в нем. И, разумеется, наоборот: чем выше, тем выше. Эту горькую истину приходится констатировать сегодня, когда независимые гражданские неправительственные организации практически либо раздавлены властью, либо поставлены в крайне трудное положение.

Так, казалось бы, совершенно личный вопрос, жертвовать ли мне на нужды общественных организаций, в частности на нужды РГО,  оборачивается серьезной социальной проблемой, связанной с психологическим, моральным, экономическим и политическим здоровьем России и ее граждан.

Мне хочется в заключение посоветовать каждому из нас не взять за труд продумать этот вопрос и решить – стоит ли или нет жертвовать на нужды РГО, и если ваше решение будет положительным и серьезным, то тогда выиграют все: и личность и наше Общество и большое общество – Россия. А технически сделать это весьма просто: обращайтесь с требованием к руководителям РГО создать электронный кошелек или другой способ приема денег на нужды Российского гуманистического общества.

Почетный президент РГО

Валерий Кувакин

Наш Яндекс-кошелек для добровольных пожертвований:

410011691260251