Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Дискуссии гуманистов

Комментарии Д. Бродского

"ГУМАНИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ" Г.В. ГИВИШВИЛИ:

Обширный, не очень глубокий реферат

Меня "убивает" следующее утверждение Гиви Васильевича: «что касается теоретического гуманизма как мировоззрения, учиться у Запада нечему... То, что они понимают под гуманизмом, есть форма без содержания, или интеллектуальное фрондерство." Такая смелость "обхождения" с целым" Западом" позволяет и мне, как одному из комментаторов, быть более откровенным в своих сужениях о высказываниях самого смелого автора. Его, приведенное выше, суждение совершено расходится с его же, мною глубоко уважаемым утверждением о фундаментальных ценностях гуманизма: признании свободы предпринимательства и безусловного права каждого человека на частную собственность...

Где как не в Европе и США закладывались и ныне процветают эти ценности?.. Откуда как не оттуда они распространяются по всему земному шару?

Подробнее: Комментарии Д. Бродского

"Гуманизм в вопросах и ответах" Г.В. Гивишвили: комментарии

Ярослав Головин

Мы уже второй раз публикуем на сайте РГО текст Г.В. Гивишвили "Гуманизм в вопросах и ответах" http://www.humanism.ru/givishvili2016.htm, первый — это его Гуманистический Манифест. Идеи Гиви Васильевича требуют комментариев, ведь может сложиться мнение, что предлагаемый Манифест и предлагаемая интерпретация гуманизма выражают позицию РГО как организации.

Мы с Гиви Васильевичем являемся единомышленниками по всем главным мировоззренческим вопросам, в старом РГО он воплощал условно «либеральную» группу и поддерживал меня в моих инициативах. Я очень рад его возвращению в РГО, но на его текст вынужден написать критическую рецензию.

Данный текст называется «Гуманизм в вопросах и ответах». Этот жанр предполагает ответы на такие вопросы, которые мог бы задать условный человек с улицы, который что-то слышал про гуманизм, но слышал немного, и хочет разобраться, что же такое гуманизм. Смею утверждать, что девяносто процентов предлагаемых вопросов, начиная с вопроса про коллективное и индивидуальное сознание, про Афины, Рим и т.д. человек, интересующийся гуманизмом, задавать не будет, и напротив, девяносто процентов вопросов, которые он может задать (гуманизм и политика, трансгуманизм, войны, беженцы, смертная казнь, аборты, ЛГБТ и т. д.) в текст не включены. То есть принципы жанра не соблюдены. Точно то же можно сказать про Гуманистический манифест Гивишвили. И там, и там основную часть текста занимает взгляд на всемирную историю, а не актуальные вопросы современного гуманизма. Но это — вступительная ремарка.

Подробнее: "Гуманизм в вопросах и ответах" Г.В. Гивишвили: комментарии

Гуманизм в вопросах и ответах

Гиви Гивишвили

 Можно обманывать некоторых людей все время. Можно

 обманывать всех людей в течение некоторого времени.

 Но нельзя обманывать всех людей все время.

  А. Линкольн

C понятием «гуманизм» связана самая длительная и злостная фальсификация в мировой истории, поразившая слепотой сознание даже просвещенных миллионов. Из-за чего в нем до сих пор видят одну лишь этическую теорию человеколюбия, не замечая порождаемой ею гигантской практики человеколюбия. Кто эти недруги, силящиеся столь иезуитским способом дискредитировать гуманизм, ссылаясь на то, что его идеи либо противоречат традиционным ценностям, либо потворствуют злу сребролюбия, царящему в мире? Его давний, многовековый противник – христианская церковь. Его сравнительно новые недруги – марксизм и ислам. Церковь и мечеть все еще грезят Средневековьем – временем их безраздельного господства в Европе и на Ближнем Востоке. Марксизм еще надеется взять реванш у «проклятого капитала». Поэтому, желая приписать себе лавры исправителя нравов, церковь и мечеть ссылаются на благотворное влияние заповедей Христа и Мухаммеда. Марксисты же утверждают, что идеи, дескать, вовсе не причем, поскольку сознание определяется бытием. Однако что бы ни вещал «товарищ» Маркс, не бытие определяет сознание, но часто, напротив, сознание определяет бытие.

Подробнее: Гуманизм в вопросах и ответах

Манифест гуманизма 2016

Гиви Гивишвили

 

1. ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ

 Сегодня на наших глазах совершается грандиозное действо: развитие человечества входит в инфляционную, взрывную фазу. Никогда еще образ жизни миллионов не менялся так радикально и с такой ошеломляющей скоростью, как в последнее столетие. Научно-техническая революция и открытие новых экономических и социальных горизонтов возбудили беспрецедентно ожесточенные столкновения между цивилизациями. Мировое сообщество расколото, бурлит, его сотрясают непримиримые противоречия.

 Что их порождает? Три главных возбудителя: мировоззренческие разногласия, материальные интересы и национальная спесь. Противоречие первое: сегодня к религиозным претендентам на мировое господство (прежде всего, христианству, исламу, буддизму) добавились светские (главным образом, марксизм и фашизм) верования. Несмотря на то, что некоторые из них претерпели чувствительные уроны, складывать оружие никто не собирается. Их адептов не останавливает ни стагнация христианства и рецессия буддизма, ни деморализация марксизма и крах фашизма. Ислам даже переживает возрождение, а становящийся на ноги атеизм теснит все идеологические (религиозные и светские) доктрины. Ставя себе целью расширение собственного «жизненного пространства», все вместе они формируют первую линию соперничества за коллективное сознание миллионов.

Подробнее: Манифест гуманизма 2016

Отзыв на учебное пособие "Гуманизм и гражданское общество"

Гуманизм и гражданское обществоОБСУЖДАЕМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Г.В. ГИВИШВИЛИ

В. Л. Каганов

ОТЗЫВ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Г. В. ГИВИШВИЛИ

«ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» (М.: РГО, 2003)

 Учебник для школы должен быть написан грамотно и доступно, излагать достоверные факты и научно обоснованные выводы и положения и достаточно полно освещать свой предмет. И автор, который берётся за труд написать учебник по гуманизму, сталкивается с особыми трудностями: ввиду комплексного характера предмета он должен профессионально знать историю и философию, социологию и политологию, экономику и этику и ряд других наук. Разумеется, он должен знать историю и теорию гуманизма. И, безусловно, он должен иметь достаточный педагогический опыт работы в школе, желательно, по избранному им предмету.

 Можно усомниться в том, что доктор физ.-мат. наук Г. В. Гивишвили отвечает этим требованиям. Если бы он писал учебник по физике, другое дело. Но учебник по гуманизму, да ещё для школьников – это, мягко говоря, рискованная затея. К тому же, это, по сути, первый в стране учебник такого рода. Впрочем, на этот случай у книги есть редактор – проф. В. А. Кувакин, известный специалист по гуманизму, Президент РГО. И не менее известный рецензент – член-корр. РАО, доктор пед. наук В. М. Полонский. И можно надеяться, что мимо их внимания не пройдут ни явные ошибки автора, ни сомнительные утверждения, ни другие недочёты предлагаемого учебника. К сожалению, в книге оказалось достаточно много и того, и другого – и ошибок, и сомнительных утверждений, и других недочётов.

Подробнее: Отзыв на учебное пособие "Гуманизм и гражданское общество"

Как дела, РГО?

Существует ли Российское гуманистическое общество (РГО) как организация?

(Открытое письмо)

Недавно я зашел на сайт Федеральной налоговой службы и обнаружил, что организация РГО прекратила свою деятельность как юридическое лицо в 2009 г. Конечно, это не значит, что общество официально самораспустилось. Возможно, что многие из членов РГО об этом даже не узнали. Я и сам об этом не узнал бы, если спустя год после вступления в РГО не проверил эту информацию на сайте ФНС. Кто-то может сказать: а так ли уж это важно? Разве не может общественная организация существовать неформально, не образовывая юридического лица и избавляя себя от необходимости платить бухгалтеру и регулярно отправлять отчеты в вышестоящие органы? Конечно, может. Это разрешено законом об общественных объединениях. 

Подробнее: Как дела, РГО?

Самобытный исследователь гуманизма

Валерий Кувакин

Дмитрий Баянов - исследователь гуманизмаПод псевдонимом Я. Полондум  Дмитрий Юрьевич Баянов опубликовал трилогию о гуманизме: книга первая «Гуманизм – Единственный Путь! Факты и мысли», книга вторая «Гуманизм – Единственный путь! О Судьбе Гуманизм в России» и  книга третья «Гуманизм – единственный Путь! Мысли о Ноосфере».

Дмитрий Баянов – человек самобытный, идущий своим собственным путем, а не в рамках какой-то научной традиции. Его книги – наглядное тому свидетельство.  Его представления о гуманизме накладываются на самые различные стороны культуры, политики и истории, что делает идею гуманизма не абстрактной, а вплетенной во все стороны жизни мирового человечества. Но, пожалуй, более всего его волнует совсем недавнее прошлое России, он все еще по-диссидентски переживает советскую историю и ищет объяснения происходившего и происходящего в трех «Великих Идеях» - большевизме, марксизме-ленинизме и сталинизме, - как если бы они уже не отошли в прошлое. Столь же эмоционально он пишет о «Зрелом Социализме», пытаясь проследить  подземные пути гуманизма. В главе «Итоги ХХ Века» он заключает: «…под воздействием всего лучшего (да, конечно, и худшего) что было и делалось в ХХ веке, Призрак Коммунизма удалился, уступив место Идее Гуманизма» (Кн. 1, с. 52).

Подробнее: Самобытный исследователь гуманизма

О трудностях организованного гуманизма в России

Ярослав ГоловинЯрослав Головин

Осенью 2010 г. в пятьдесят седьмом номере журнала «Здравый смысл» Валерий Александрович Кувакин объявил, что журнал РГО перестаёт выходить регулярно и дал своё видение причин такому положению дел: «Если максимально кратко сформулировать причину непопулярности журнала, то ключевым словом будет “равнодушие”. Равнодушие к журналу практически не связано с качеством содержания журнала и тем более его техническим исполнением. Это – “равнодушие вообще”, так сказать, состояние души подавляющего числа граждан страны. Оно настолько сильное, что даже среди членов РГО буквально единицы находят в себе силы пойти на почту и подписаться на него. Я говорю об этом без всякого упрека и обиды. Просто констатирую определенный социокультурный факт, фактическое состояние индивидуальной и общественной психологии в России. Наше историческое наследие имеет здесь решающее значение. В ХХ веке у россиян была отшиблена социальная и личная инициатива, а выход страны на просторы дикого и уродливого рынка только усилил это равнодушие, перевел его в эгоизм, изолированность и даже в страх перед новизной и творчеством». http://www.humanism.ru/sources.htm

Подробнее: О трудностях организованного гуманизма в России

Всемирный Парламент

Всемирный парламентМы вошли в III тысячелетие, но мир не стал спокойнее и безопаснее. Упорная борьба до сих пор сталкивает народы и государства. Война как инструмент достижения целей остается решающим средством. Парадокс заключается в том, что подавляющее большинство людей этого не хотят. Люди испытывают тягу к мирной и благополучной жизни. Однако столкновение коллективных интересов порождает такие конфликты, которые приносят чудовищные несчастья.

Парадокс заключается также и в том, что несмотря на бурную общественную и политическую жизнь, человечество до сих пор не выработало надежного инструмента для разрешения таких конфликтов в международном масштабе. Организация Объединенных Наций с этой задачей не справляется – видимо, потому, что в ней представлены государства, то есть правительства и официальные структуры, а не представители общественности.

Я убежден, что только прямой диалог представителей общественности разных стран мира может помочь разрешить острейшие конфликты современности. Но у общественников нет постоянной площадки для такого диалога.

Подробнее: Всемирный Парламент

Почему молчат гуманисты?

Сергей Иванеев

президент Ассоциации граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук

Почему молчат гуманисты?

«От нас требуют поведения, соответствующего законам, требуют уважения к законам, и вместе с тем мы должны почитать такие учреждения, которые ставят нас вне закона и возводят произвол в право».
К. Маркс

Всякий на Земле, у кого имеются разум, а также чувства морали и ответственности, не станет отрицать, что ситуация на планете ухудшается с каждым месяцем, явно приближая человечество всё ближе и ближе к всемирной катастрофе. Мировой порядок становится всё более беспорядочным или следует наихудшему варианту «порядка». Даже римский папа Франциск в одном из своих недавних обращений к народу подчеркнул, что идолом для большинства людей планеты всё более и более стали деньги, а не благополучие друг друга, и это порождает всеохватывающие несчастья, включая опасность 3-ей мировой войны.

Россия, как мы знаем, переживает сейчас не лучшие времена. Более того, преступно повязанные регрессивной либеральной идеологией страны Запада наращивают свой милитаристский потенциал, поскольку способ их существования – завоевание, закабаление всех стран и континентов, овладение их ресурсами. Они даже не задумываются о последствиях такой агрессивной политики в наше время.

Подробнее: Почему молчат гуманисты?

В. Кувакин. Каким путем идти?

В чем отличие Общества Гуманизма и гуманного общества? Каким путем следует идти к достижению своих целей? Какова роль просвещения в гуманизации современной России? На эти вопросы отвечает президент Российского гуманистического общества В.А. Кувакин.

Подробнее: В. Кувакин. Каким путем идти?