Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

В.Л. Гинзбург. Об атеизме, религии и светском гуманизме

Вступление

 

В. Л. ГИНЗБУРГ

ОБ АТЕИЗМЕ, РЕЛИГИИ И СВЕТСКОМ ГУМАНИЗМЕ

Издание второе, дополненное

Москва

Российское гуманистическое общество

2008

Печатается при поддержке Российского гуманистического общества,
Фонда «Центр исследований “Человечность» и Фонда «Успехи физики»
Составитель и редактор – проф. В. А. Кувакин


Гинзбург Виталий Лазаревич

Об атеизме, религии и светском гуманизме. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, 2008. – 158 с.
ISBN 978-5-8443-0058-5

В сборник вошли статьи, интервью и выступления Нобелевского лауреата, академика Российской академии наук В.Л. Гинзбурга, посвященные вопросам борьбы с клерикализмом в России, защите науки, светского образования и гуманизма. Материалы сборника освещают творчество В.Л. Гинзбурга как общественного деятеля.
Для широкого круга читателей, интересующихся ценностями светской культуры, социальной ответственностью ученых и борьбой с современным религиозным обскурантизмом и лженаучным шарлатанством.

© В.Л. Гинзбург, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие автора     5
Предисловие ко второму изданию
I. Статьи
I.1. Разум и вера. Замечания в связи с энцикликой Папы Иоанна-Павла II «Вера и разум»
I.2.  Наука и религия в современном мире      2
I.3. Ещё раз о науке и религии в современном мире
I.4. Преподавать или проповедовать?
I.5. Несвоевременные мысли режиссёра Марка Захарова в защиту креационизма
I.6. Хоругвеносцы против Гинзбурга    
I.7. У религии – судьба астрологии    
I.8. Замечания об атеизме, религии и вере в существование Бога    6
I.9. О сказках, религии и вере в существование Бога    6
I.10. Международное гуманистическое движение и «Гуманистический манифест 2000»    
II. Интервью и комментарии
II.1. В. Л. Гинзбург – гость «Здравого смысла»    
II.2. Взгляд атеиста    106
II.3. «От души поздравляю…»: В. Л. Гинзбург отвечает на вопросы журнала «Здравый смысл»    
II.4. Страсти по обезьяне    
III. Приложения
III.1. Письмо 10-ти академиков РАН Президенту Российской Федерации В.В. Путину     13
III.2. Новый обезьяний процесс. Письмо группы ученых     
III.3. Опасность креационизма в образовании. Резолюция ПАСЕ №  1580 (2007)    
III.4. Астрология и лженаука     15
III.5. О свободе слова, борьбе с лженаукой и о «журналистской этике»    16

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Эта небольшая книжка посвящена, как ясно уже из её названия, вопросам, связанным с религией, атеизмом и светским гуманизмом. Между тем, я отнюдь не религиовед или философ. После окончания физфака МГУ им. М.В. Ломоносова в 1938 г., я уже 70 лет занимаюсь физикой и, в частности, такой её частью, как астрофизика. Поэтому обсуждение мною религиозных вопросов может вызвать удивление. Я, действительно, и сам этому удивляюсь. Можно, пожалуй, сказать, что занялся вопросом о религии поневоле – в результате возмущения попытками возродить религиозность после краха большевистского режима в России. Кстати, сам этот крах я полностью приветствую, но, как говорится, «ни одно доброе дело не остается безнаказанным». В самом деле, в постсоветской России декларированы такие права человека, как свобода совести и свобода слова, а также свобода предпринимательства. Последнее обернулось беспредельным воровством народного достояния и появлением класса олигархов, тратящих огромные деньги на свои прихоти. Свобода слова – это огромное завоевание, но помимо ликвидации официальной цензуры, эта свобода привела к тому, что в наших СМИ торжествует безнаказанность – право публиковать всякий безответственный антинаучный бред вроде астрологических прогнозов и знахарских медицинских советов, проповеди оккультизма и т.д.

Свобода совести предусматривает право каждого человека быть атеистом или исповедовать любую религию по своему выбору (конечно, речь не идет о каких-то сектах, одобряющих терроризм и другие антиобщественные действия). Лично я, как и, думаю, большинство людей, искренне одобряю принцип свободы совести. В России сейчас этот принцип в основном соблюдается, но опять же здесь есть и отрицательные тенденции.
Конкретно, Русская православная церковь Московской патриархии – РПЦ (МП) – в большевистские времена, уже вскоре после Октябрьского переворота, а затем создания СССР, подверглась гонениям. Они известны и им нет оправдания. Однако после краха СССР, получив свободу, РПЦ занялась реставрацией своего былого могущества в царское время. В широком масштабе строятся и восстанавливаются церкви и монастыри. Помню, в отроческие годы я бывал в пустовавшем уже Храме Христа Спасителя. Это было огромное и очень ценное здание, и его снос представляет собой просто варварский акт. Но на какие деньги, на чьи огромные деньги восстановлен этот храм и строятся новые церкви? Сомневаюсь в том, что на деньги, в основном малоимущих прихожан. Но это особый вопрос, допустим даже, что государство, несмотря на отделение от него церкви, ей помогает в память о былых экспроприациях. Но РПЦ этого, как сказано, мало, и она стремится влиять на все области жизни нашего общества. Конкретно, РПЦ стремится проникнуть в государственную среднюю школу путем введения там «Закона Божьего» под видом предмета «Основы православной культуры» (ОПК). Столь же противозаконны попытки внедрить в школы идеи креационизма в противовес эволюционной теории.  Священники привлекаются также для «освещения» всяких общественных мест и даже боевых кораблей флота и самолётов военной авиации. РПЦ стремится также добиться признания за богословскими (теологическим) диссертациями научного статуса. Я уж не говорю об использовании телевидения и других СМИ, где об атеизме вы ничего не услышите и не увидите, хотя в них полно религиозных передач. И это считается совместимым с отделением церкви от государства. На самом деле, это клерикализация нашей страны.

Я обратил на это внимание в 1998 г., когда в «Литературной газете» появилась статья, в которой было объявлено, что в России уже так мало атеистов, что их можно занести в Красную книгу. Но это очевидная неправда, о чем мы с моим ныне покойным другом Е.Л. Фейнбергом и написали в той же «Литгазете». С тех пор я и начал отстаивать атеизм, ибо считаю религию анахронизмом, пережитком далёких времен и, если угодно, в известной мере, действительно «опиумом для народа». Написал на эту тему несколько заметок и статью «Разум и вера», которая открывает эту книжку. В последнее время снова пришлось вернуться к той же теме, особенно, в связи с внедрением РПЦ в школу и, наконец, в 2007 г. я стал одним из авторов письма 10-ти академиков Президенту В.В.Путину. В этом «Письме 10-ти», помещенном ниже в качестве приложения к книге (III. 1), мы обратили особое внимание на недопустимость клерикализации страны. Неожиданно, во всяком случае, для меня, это письмо привлекло к себе большое внимание и вызвало широкое обсуждение, вопрос явно назрел. К сожалению, некоторые наши оппоненты не удержались от злобных выпадов и, например, в одном из писем группы «патриотов», наше письмо называется даже доносом (!). Мне лично особенно досталось, видимо в связи с «плохой фамилией». Об этом читатели могут подробнее узнать из заметки «Хоругвеносцы против Гинзбурга» и из дополнений к ней, помещённым ниже.

Религия, наряду с её отрицательными сторонами и общей несостоятельностью, проповедует и кое-что положительное, в основном, правильные моральные принципы. Поэтому важно подчеркнуть, что атеисты, отвергая религию в целом, отнюдь не отрицают эти принципы. Естественно поэтому, что они органически присущи мировоззрению светского гуманизма, сторонником которого я являюсь. Останавливаться на гуманизме подробнее в настоящей книжке не представляется возможным, но о чём идет речь, ясно из статьи «Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”», помещенной ниже и написанной мной совместно с В.А. Кувакиным.

В связи с разгоревшейся дискуссией, я написал ещё три статьи. В них, в частности, обсуждается вопрос о научном мировоззрении, очень важном, пожалуй, даже самом важном при обсуждении противопоставления науки и религии. Но наука неотделима от лженауки (псевдонауки), неотделима в том смысле, что сопутствует ей и потому важно отличать одно от другого. Лженаука, в известной мере, подобна раковой опухоли на теле науки. И всё это связано с пониманием того, что такое наука и научное мировоззрение. Поэтому я, естественно, считаю совершенно необходимым бороться с лженаукой, которая по уже отмеченной выше безответственности наших СМИ пышно цветёт на страницах газет и проникает на телевидение. Бороться с лженаукой – это прямой долг всех ученых и таких организаций, как Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Московский университет им. М.В. Ломоносова и других вузов. Как ни странно, это недостаточно осознано. Правда, в РАН в 1998 г. по моей инициативе создана «Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований». Несмотря на недостаточное внимание Президиума РАН к этому делу, Комиссия, и в особенности, её председатель акад. Э.П. Кругляков, ведёт полезную работу. Специально я бы отметил три книги Э.П. Круглякова «Что же с нами происходит?» (1998), «”Ученые” с большой дороги» (М.: Наука, 2001) и «”Ученые” с большой дороги – 2» (М.: Наука, 2005), а также бюллетени «В защиту науки» №1,2 и 3. (М.: Наука, 2006, 2007, 2008), издаваемые Комиссией по борьбе с лженаукой. Я тоже принимаю, конечно, участие в этой деятельности, но здесь хотел бы отметить только мою борьбу с публикацией астрологических прогнозов, этого наглого обмана людей. Особенно подробно на этом вопросе я останавливаюсь в статье «Астрология и лженаука», которая помещена ниже в качестве приложения III. 4.
В силу преклонного возраста и болезни, у меня мало сил для работы, и хочу поскорее выбраться из тьмы проблем, связанных с религией и астрологией, на свет науки. Собственно, с этой целью я и решил поскорее издать эту книжку. Пользуюсь возможностью выразить глубокую благодарность В.А. Кувакину за помощь в ее издании.
21 декабря 2007 г.

Р. S. Сегодня в России, как известно, широко развернулась деятельность различных религиозных организаций. Они имеют доступ к средствам массовой информации и широко осуществляют издательскую деятельность. Атеисты же в СМИ практически не представлены, хотя в Интернете есть сайты атеистической направленности , а Атеистическое общество Москвы издает журнал «Новый безбожник». Светское гуманистическое просвещение, насколько мне известно, осуществляет лишь Российское гуманистическое общество (РГО), президентом которого является проф. В.А. Кувакин. РГО издает ежеквартальный журнал «Здравый Смысл», который я всячески рекомендую. Именно в такой ситуации, как я надеюсь, издание настоящей книги, несмотря на её недостатки, окажется оправданным.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ


В книжку не внесено никаких изменений и лишь помещены новые материалы:
1. Статья I.9. О сказках, религии и вере в существование Бога.
2. Приложение III.3. Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы «Опасность креационизма для образования».
3. Приложение III. 5. О свободе слова, борьбе с лженаукой и «журналистской этике».
Хочу надеяться, что эта книжка поможет желающим лучше понять кардинальную разницу между научным мировоззрением и атеизмом, с одной стороны, и религией – с другой.
27 июня 2008 г.