Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Откровения Моисея

Откровения Моисея

Давайте продолжим анализ ветхозаветного описания жизни Моисея и исхода. Центральным для иудаизма и христианства является тезис о том, что Моисей был пророком, предназначенный Богом вывести народ Израилев из Египта. Эта божественная миссия была дана Моисею особым откровением. Мы должны спросить: кто вверил Моисею эту задачу и какие доказательства это подтверждают? Откуда мы можем знать, что это был Бог? Главное свидетельство, записанное в Библии, исходит от самого Моисея.

*1 Ibid.

*2Ibid. p. 83.

*3 Ibid. p. 121.

Наше рассуждение оказывается заключенным в круг: мы знаем, что Моисей — пророк, из того, что он сам объявил об этом. Откуда мы можем узнать, что тот, кто открылся ему как Бог, на самом деле был Богом? Только из слов самого Моисея (автора Пятикнижья). В конечном итоге, такова структура аргументации в Пятикнижье.

Библейское предание о Моисее гласит следующее. Будучи уже взрослым Моисей увидел, как египтянин бьет еврея. Видя, что вокруг никого нет, Моисей убил египтянина и скрыл его тело в песке. Услышал об этом фараон и хотел убить Моисея. Но тот бежал в землю Мадиамскую и женился на Сенфоре, родившей ему сына. Здесь мы обнаруживаем несоответствие: в одном месте тесть Моисея зовется Рагуил, в другом — Иофор, встречаются и другие его имена — Иофер, Каин, Хобаб или Рагуил Хобабский.

Крайне важна первая встреча Моисея с Яхве. Однажды Моисей пас овец тестя своего и пришел к горе Хориву. Здесь «и явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исх., 3, 2). Увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. И когда пошел посмотреть на это чудесное явление, то Бог воззвал к нему из куста: «Моисей! Моисей!» И сказал Господь: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3,6). Моисей закрыл лицо, боясь смотреть на Бога. И сказал ему Господь, что видит страдания евреев в Египте и посылает Моисея вывести род их из земли этой.

Моисей сомневался: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Изралевых?» Ответил Бог: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Здесь же Господь раскрывает Моисею свое имя: «Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх., 3; 11, 12, 14). Просьба Моисея к Богу раскрыть свое имя берет исток в древней вере, что знание подлинного имени дает человеку мистическую власть над тем, кому оно принадлежит, включая власть над божеством. Яхве уклоняется от прямого ответа и не дает своего имени и власти над ним. Эта вера сохраняется среди иудеев и в наше время, до сих пор они не вольны называть имя своего божества.  Ограничиваясь только библейским описанием встречи Моисея с Яхве и оставляя за рамками все исторические интерпретации, мы видим, что она проходила наедине. Не было ни одного ее беспристрастного очевидца, свидетельство которого заставило бы скептика отказаться от всяких утверждений о неподтвержденности божественного авторитета Моисея. Отметим, что многие важные фрагменты Ветхого Завета основываются на неподтвержденных знамениях или снах.

На эту трудность указывает сам Моисей. Он сомневается, что евреи, которых он должен вывести в землю обетованную, станут слушать его: «А если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: «не явился тебе Господь»?» (Исх., 4,1). Чтобы развеять сомнения, Господь наделяет Моисея способностью творить чудеса как знаком его власти. По его требованию Моисей бросает жезл на землю и тот превращается в змею. Он берет змею за хвост, и она опять становится жезлом. Моисей кладет руку за пазуху, и она становится белой, как снег, от проказы. Он снова кладет руку за пазуху, и она вновь оказывается здоровой. Для случая, если евреи и тогда не поверят в божественную власть Моисея, Господь наделяет его способностью превращать вылитую на землю воду в кровь. Мы видим, что в самом библейском тексте указывается, что вера в истинность божественного откровения подкреплялась знаками моисеевой магической власти.

Представляются сомнительными способы, какими действовали пророки, чтобы вызвать доверие к себе: во-первых, ссылки на неподтверждаемые знамения для оправдания божественности своих откровений, во-вторых, использование магии как средства доказательства божественности своих пророчеств. Вопрос, был ли Моисей магом, я рассмотрю ниже. Сейчас я бы хотел остановиться на откровениях как средстве получения свыше божественного знания.

Если мы обратимся к книге Бытия, то увидим, что Бог часто являлся в личных встречах. Однажды Яхве разговаривал с Аврамом наедине и показывал ему Ханаанскую землю, обещая отдать ее потомкам его в четвертом поколении (Быт, 13, 14-16). Ниже мы читаем еще об одном откровении: «Было слово Господа к Авраму в видении» (Быт., 15, 1). Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь снова явился ему, дав завет, что народ его размножится, и изменив его имя на Авраам (Быт., 17, 1-6).

Одной из наиболее известных является история о том, как Яхве подверг испытанию веру в него Авраама. Господь повелел Аврааму взять его единственного сына Исаака, отвести на гору и принести в жертву. Библия рассказывает, как Авраам сел на осла, взяв с собой двух отроков и сына Исаака. У горы он оставил двух отроков ждать на месте, сказав им: «Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт., 22, 5). На месте Авраам приготовил дрова и жертвенник, положил на него связанного Исаака и взял уже в руку нож, чтобы принести его в жертву Богу своему. Тут воззвал к нему Ангел с небес и запретил поднимать руку на сына, ибо убедился Бог, что боится Авраам его и крепка его вера. Вместо сына Авраам принес в жертву овна. Это место в Ветхом Завете можно истолковать как моральную заповедь, противостоящую варварской практике человеческих жертвоприношений. Однако она описывается как личное откровение Аврааму. Нет даже свидетельств самого Исаака, подтверждающих встречу своего отца с Богом.

Когда Исаак был взрослым мужчиной, ему в Вирсавии также было дано откровение от Бога. Мы читаем: «И в ту ночь явился ему Господь, и сказал: я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя, и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего» (Быт., 26, 24). В другом месте описывается сон Иакова про лестницу, которая одним концом упирается в землю, а другим уходит в небеса. Господь снова обещает отдать землю, на которой лежит Иаков, его потомкам. Просыпаясь, Иаков говорит: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт., 28, 16). Люди всегда с большим интересом относились к своим снам, особо зачаровывающих неокрепшие умы, ищущих в них тайный смысл. Были ли сны библейских персонажей пророческими? Должны ли они рассматриваться как послания Бога? Иосиф, живя в Египте, говорится в Библии, обладал способностью раскрывать тайный смысл сновидений. Библия рассматривает явление Бога в снах как свидетельство его существования. Однако, как это ни разочарует верующих, известно, что сны — это не более чем  наши субъективные переживания, они ненадежны, ткань, из которой они сотканы, — человеческие страсти, воображение и желания. В высший степени подозрительно, что Бог дает важные откровения в снах. Заявления, сделанные от имени Бога Моисеем или кем-нибудь другим из библейских персонажей, должны настораживать внимательного читателя Библии. Примечательно, что в Библии приводится очень незначительное число случаев, когда Бог появлялся перед множеством народа.

Один из описанных в Библии случаев, происшедший с Моисеем, необычен и заставляет предположить, что первоначально иудаизм возник из мифологических мистерий. Бог говорит с Моисеем в Мадиамской земле и повелевает ему возвращаться в Египет, ибо умерли все те, кто хотел убить его. Взяв жену и детей, Моисей начал обратное путешествие в Египет. «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сенфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня... — по обрезанию» (Исх., 4, 24-26). Почему Господь хотел убить Моисея ночью, перед этим явившись ему днем? Потому ли, что Моисей вошел в священную землю, где обитал Яхве? Хотел ли он убить его так, как убивает демон, защищая свою землю от того, кто непрошенно вторгается в его владения? Каков смысл обрезанной плоти, преподнесенной Господу Сенфирой? Указывает ли это на символическую роль обрезания, которое должно умиротворить божество и предохранить народ от бедствий? Символика жертвоприношения и крови имеет сексуальное значение. Фрейд считал, что в них смешаны страх перед кастрацией и страх перед Богом.

Наверное, наиболее важное событие в жизни Моисея — явление ему Бога иа горе Синай. Моисей прославлен прежде всего тем, что он дал евреям законодательство, получив Десять Заповедей и другие законы непосредственно от Бога. Согласно книге Исхода, спустя три месяца после скитаний евреев по пустыне, они достигли Синая и раскинули свои шатры напротив горы. Иа горе Моисей получил откровение от Бога, велевшего ему пойти к сынам Израилевым и сказать им: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя  вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исx., 19, 5-6).

На горе Синай Яхве явился только Моисею (хотя иногда Бог показывался также Аарону и младшему сподвижнику Моисея Иисусу Навину, впоследствии ставшему его преемником). Господь велел Моисею настрого передать, чтобы не входил на гору кто-нибудь другой. Он повелел провести черту вокруг горы и предупредил: «Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх., 19, 12). Представляется очевидным, что Моисей хотел поселить страх в сердцах тех, кто ему следовал. Он был единственным, кому разрешалось общаться с Богом и приносить послания от него, но ни священникам, пи простым людям под страхом гибели не дозволялось подниматься к Богу, чтобы увидеть или услышать его. Моисей неустанно повторяет: «И сказал Господь Моисею: сойди, и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх., 19, 21). «И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их» (Исх., 19, 24). «Моисей один пусть приблизится к Господу; а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним» (Исх., 24, 2). Явление Бога на горе Синай сопровождалось низкими облаками, громом и трубным гласом.

Если внимательно читать заповеди и повеления, полученные Моисеем от Бога, то легко заметить, что они узаконивают новый класс священников, наделенных благодатным даром, и вверяют Моисею и племени левитов обязанность и право следить за жизнью людей. Во имя своего Бога, которого никто кроме него не видел, Моисей основал теократию и новую привилегированную элиту.

Действительно ли Бог являлся Моисею в образе неопалимой купины (несгорающего в огне куста терновника)? Слышал ли он голоса на самом деле или вообразил их себе? Быть может он был просто неуравновешенным человеком, подверженным разным видениям? Была ли его вера в то, что он слышал голос Бога, столь сильной, что он смог убедит людей, последовавших за ним, подчиняться ему под страхом гнева Гос-  подпя? Или Моисей обманул своих последователей, с помощью хитрости заставив их поверить в откровения свыше ради своих честолюбивых желаний стать лидером и распоряжаться судьбой целого народа? Может, библейские откровения были обусловлены политическими интересами и необходимостью создания новой этики?

Касаясь десяти заповедей, можем ли мы говорить о том, что Моисей использовал предание об их божественном источнике для запугивания людей с целью их подчинения себе? Очевидно, что если бы люди поверили, что он поставлен во главе созданной им новой теократической системы по божественному повелению, то это укрепило бы его власть над ними. Поскольку в те времена обычно считалось, что власть правителя, в том числе фараона, имеет божественную природу, то неудивительно, что Моисей также выводил ее из божественного источника. Однако на деле его власть была самопровозглашенной.

Возможны, но крайней мере, четыре интерпретации событий того дня.

1. Традиционная: Моисей действительно разговаривал с Богом и получил от него откровение. Хотя она принимается верующими, нет независимых свидетельств, которые бы ее подтверждали.

2. Противоположная интерпретация предложена скептицизмом и представляется правдоподобной. Предания о Моисее являются религиозным предрассудком. Они были искажены устной традицией и приукрашены более поздними авторами. Эти выдуманные истории являются результатом примитивного воображения, что особенно верно в отношении рассказов о волшебных чудесах. Мы не можем узнать, происходили ли эти события в действительности.

Возможно, что библейское повествование является отчасти правдивым: Моисею казалось, что он слышал какие-то голоса, и он приписал их божественным силам. Возможно, он даже верил в свою божественную миссию. Находясь во власти переживания божественного, он думал, что Бог говорит с ним и что Бог указал ему на особое предназначение. Такое действительно случалось в истории с психически неуравновешенными людьми. Моисей принадлежал к культуре, допускавшей реальность оккультных сил, и был психологически предрасположен верить,  что Бог непосредственно руководит его жизненным путем. Это могло подвигнуть его с особой страстностью и рвением выполнять миссию, которая, как он считал, была определена ему Богом. 4. Согласно другой версии, Моисей был просто магом-шарлатаном, склонным к мании величия. Стремясь к власти и контролю над людьми, он обманом вынудил группу невежественных крестьян последовать за ним как за пророком Бога. Давайте исследуем эту гипотезу.