Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Создание новой церкви

Создание новой церкви

В рассказе Джозефа Смита о божественном происхождении Книги Мормона так много неточностей и упущений, что мы можем только удивляться той доверчивости, с какой окружавшие его люди принимали его откровения. Приверженцы мор-монизма не были первыми, кто был обманут священниками и вождями-гуру. Сходные психологические способы, применявшиеся для вовлечения и вербовки новых последователей, применяются в различных сектах. Новая Церковь святых последних дней (самоназвание мормонов), организованная Смитом, быстро росла, из-за чего он был изгнан из западного Нью-Йорка. Став известным после публикации Золотой Библии, он приобрел не только новых поклонников, но и врагов, утверждавших, что Золотая Библия — это «обман, богохульство, легковерие и надувательство». В течение месяца у Джозефа Смита появилось сорок новых приверженцев, однако пока он крестил одних, другие напоминали, что он был судим и его признавали виновным в денежных махинациях. Его обвиняли в лжепророчестве. Как проницательно заметила Броди, Смит использовал преследование мормонов в свою пользу. Поскольку он выглядел в глазах людей мучеником, страдающим за свою веру, его миссия стала более значимой для верящих в него, ибо им была обещана особая роль в церкви, которую он создавал. Он искусно внушил им мысль, что они являются избранным народом, который призван дать всем людям божественное откровение. Смит обращался не к богатым слоям или интеллигенции, а к простому народу, который, как и он сам, не знал науки, не был образован и обучен логике.

Основная группа верующих была вынуждена переехать в Киртлэнд, штат Огайо, где Сидней Ригдон, глава другой церкви, и вся его паства были обращены в новую веру. Ранние критики мормонизма считали, что Книга Мормонов была составлена вовсе не Смитом, что именно Сидней участвовал в ее написании с самого начала. Противники Смита не могли поверить, что такой необразованный человек мог сам составить ее. Ходили слухи о том, что на два десятилетия раньше Соломон Сполдинг написал текст, по своему содержанию похожий на Книгу Мормона. Читавшие рукопись заявляли, что она разительно напоминает книгу Смита, основные идеи которой, как они полагали, тот и списал у Сполдинга. Эта версия не нашла своего подтверждения, поскольку рукопись Сполдинга не была обнаружена. Правда, была найдена другая принадлежавшая ему рукопись. Согласно официальной точки зрения мормонской церкви, в ней нет никакого сходства с Книгой Мормона.

В Киртлэнде Смит совершенствует свои таланты пророка-проповедника. Ему удается пробуждать у слушателей страстную веру. Его голос был столь мощным и убедительным, что легко завораживал аудиторию. Люди рассказывали, что у него было здоровое чувство юмора, вместе с тем Смит сохранял достоинство, памятуя о том, что он пророк Бога. Со временем начали распространяться слухи о его способностях лечить людей и изгонять бесов. Пост, бессонные бдения, чтение и пение псалмов часто предшествовали групповым экстазам и «откровениям» в киртлэндском храме. Как Иисус и другие «целители верой», Смит обнаружил, что способен возвращать здоровье некоторым людям, верящим в его учение. По-видимому, в некоторых случаях он помогал излечивать недуги психофизического происхождения. Трудно установить, насколько лечение Смита было эффективным и полным. Слухи об излечениях людей распространялись, привлекая новых последователей.

В церкви Джозеф Смит сразу занял главенствующее положение. Созданная им церковь имела бюрократическую структуру. Но к управлению широко привлекались и рядовые прихожане. Однако Смит всегда оставался ее полновластным хозяином. Для поддержания своего авторитета ему приходилось постоянно создавать новые заповеди и заявлять о новых полученных им откровениях.

Эзра Бут, один из первых новообращенных, признавал, что поначалу ложь была окутана обаянием магии. Вскоре он понял, что свидетельства Смита отнюдь не были божественными откровениями, а придумывались им для решения вполне человеческих по своей природе проблем, с которыми он сталкивался в жизни. Пророчества Смита часто не сбывались, противоречили предыдущим, были выражением человеческой слабости, а иногда и злобы или даже своекорыстия Смита. К этому времени Смита называли пророком, провидцем, ясновидцем и толкователем и когда он говорил «в Духе», это «принималось как исходящее от самого Господа». Однажды двое старейшин церкви спорили, станет ли ведро с водой тяжелее, если в него пустить живую рыбу. Спустя некоторое время Смит ответил отрицательно: «Я знаю в духе, что оно не будет тяжелее». Однажды, рассказал Бут, в Киртлэнде появилась женщина, занимавшаяся пророчеством. Она снискала расположение некоторых старейшин и была радушно принята. Смит же расценил ее пророчества как «вторжение» в его священную область, и она была изгнана из церкви (Howe, Mormonism Unveiled, pp. 171, 216.).

Я не буду далее подробно излагать последующую историю Смита и созданной им церкви, ограничусь только кратким очерком. Это поистине драматическая и невероятная история. Молодая церковь требовала полного самоотречения и преданности. В Киртлэнде Смиту было дано новое важное «откровение», известное как «Закон посвящения». Оно устанавливало, что имущество и собственность должны передаваться церкви, была введена определенная форма общиной жизни. Это обеспечивало поступление денежных средств, ставших источником ее обогащения.

Киртлэнд, однако, не стал землей обетованной или новым Сионом. Мормоны снова отправились на запад и основали общины в Индепенденсе и Фар Уэсте, штат Миссури, на тогдашней западной границе Соединенных Штатов. Тем временем среди прихожан церкви начались раздоры. Смит был впервые обвинен в прелюбодеянии. В 1832 году толпа вытащила Джозефа из дома, в котором он жил, и, вымазав дегтем, обваляла в пуху. Так же обошлись и с Сиднеем Ригдоном. Создание церкви оказалось тяжелой задачей. Тем не менее, церковь продолжала расти, привлекая поток все новых верующих.

Невероятно, но к 1833 г. в Миссури было уже более тысячи мормонов. Трудолюбивые, исповедующие странную и для многих богохульную веру, замкнутые в своем кругу, даже фанатичные, они вызывали враждебное к себе отношение. Снова началась война. Вице-губернатор штата Лилбури Боггс, ставший впоследствии губернатором, собрал против мормонов народное ополчение. Мормоны решили защищать себя и вооружились. Кровь пролилась с обеих сторон. Мормоны стали подвергаться критике. Упомянутый мною Филаст Херлберт был отлучен от церкви. Он стал злейшим врагом Смита, конался в его прошлой жизни в Пальмире и публиковал обличительные свидетельства о нем. Он обвинил Смита в мошенничестве и шарлатанстве, объявив Книгу Мормона подделкой. Смит подал на него иск в суд и выиграл дело. Херлберту было велено воздержаться от публикаций на шесть месяцев и заплатить 300 долларов штрафа и судебных издержек. Прихожане церкви оставляли всю эту критику и обвинения без внимания, приписывая ее «проискам дьявола».

Критика и сомнения в правдивости и честности Джозефа Смита не останавливали людей, стекавшихся под его знамя и не уменьшали преклонения перед ним его приверженцев. Гонения и преследования, напротив, приводят к росту нового революционного или религиозного движения. Нападки и поношения только привлекают к новой вере недовольных, неимущих и разочарованных в жизни людей. В людях, глубоко преданных мормонской вере, гонения на нее только укрепили их чувство избранности. Ненависть и нападки вызывали у мормонов еще большую самоотверженность и неистовство в отстаивании своей веры. Смит превозносился верившими в его божественное предназначение. Он уже больше не был простым мошенником или всего лишь переводчиком Золотой Библии. Теперь он стал предводителем множества мужчин и женщин, готовых выполнить любое его желание.

Нуждался ли Смит, как и остальные создатели новых культов, в постоянном признании? Жаждал ли он самоутверждения? Каким было его психоэмоциональное состояние? Мотивы человека чрезвычайно сложны и трудно постижимы. Довольно рано стали появляться слухи о его прелюбодеяниях. Действительно, его увлечение женщинами и даже чужими женами было чрезмерным. Одна любовная связь сменяла другую. Хотя Смит старался быть осторожным, оскорбленные мужья и братья постоянно жаловались на его неблаговидное поведение. Ниже мы вернемся к вопросу о полигамии, ставшему предметом одного из самых острых споров в церкви.

История ранних мормонов полна конфликтов. Постоянно преследуемая и изгоняемая за свои еретические взгляды, основная часть мормонов переехала из враждебного им штата Миссури в штат Иллинойс, где уже жило множество их приверженцев. Сначала мормонов приняли радушно, и они начали стекаться в штат в поисках защиты. Здесь планировалось пост-  роить новый Сион. В 1839 г. они переименовали город Коммерс, небольшой город в штате Иллинойс, в Наву, что, но словам Смита, означало на еврейском «прекрасная плантация».

Неутомимые в своих трудах мормоны приступили к строительству, следуя архитектурным планам Смита. В то время как город рос и процветал, мормонские миссионеры в Великобритании иод руководством молодого энергичного Бригама Янга привлекали множество новообращенных и, используя особый эмигрантский фонд, отправляли их в Соединенные Штаты. К этому времени Смит создал закрытую теократическую систему и народное ополчение. Себя он называл генерал-лейтенантом Легиона Наву. У него появились грандиозные политические амбиции. Управленческая структура церкви постоянно укреплялась. Броди описывает новые необычные религиозные установления, введенные и освященные Смитом (Brodie, No Man Knows My History , pp. 278-83.). Многие из них напоминают те, которые практиковали масоны, у которых Смит, без сомнения, их и позаимствовал. Тайные обряды, проводимые в мормонском храме, включали омовение и помазание частей тела. Мормонам было велено носить церковную одежду (костюм из длинного нижнего белья) с масонскими символами для защиты от сил зла. Были приняты и другие масонские символы и ритуалы, например, масонский фартук.

Обряды мормонского храма превратили церковь в нечто таинственное. Они были связаны с новейшими фантазиями Смита о загробной жизни. После смерти, говорил он, душа человека переносится в мир духов, где она ждет судного дня. Однако только те души, которые присоединились к мормонской церкви, могут достичь высшего уровня в небесном царстве. Те же души из прошлого, которые не дожили до создания мормонской церкви и принятия мормонского евангелия, утверждал Смит, могут быть освобождены из мира духов и достичь высшей ступени с помощью доверительной формы крещения. Это означало, что любой мормон может «запечатлеть» своих покойных родственников или друзей, или даже великих личностей, просто совершив их крещение «по доверенности».

Сегодня в Солт Лейк Сити собраны генеалогические данные о сотнях миллионах умерших. По-видимому, многие из них были «спасены» (без их согласия) посредством посмертного крещения. Возможно этот ритуал покажется необычным для немормонов, но, возможно, он не более странен, чем причастие римско-католической и православной церкви, предусматривающее ритуальное поедание крови и плоти Христа, или чем введенные Моисеем пищевые запреты.

Мормонизм был привлекателен для поселенцев прерии и приграничных районов США, поскольку он связывал Ветхий и Новый Заветы с девственностью американского континента, прошлую жизнь человечества с новой жизнью переселенцев. В нем нашлось место не только для американских индейцев, он учил о новой земле обетованной (где-то на Западе) и утверждал, что библейский райский сад находился вблизи Индепенденса в штате Миссури. Все составляющие новой религии были местного изготовления, ее язык напоминал бивуачный костер, ее пророк был американцем. Она прекрасно вписывалась в американскую среду.