Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Александр Круглов. Документы гуманизма ХХ века.Комментарии к манифестам


1. Гуманистический мани­фест I впервые опубликован в 1933 г. в США и подписан 34 видными интел­лектуалами, учеными и общественными де­ятелями различных стран. Некоторые комментарии к Гуманистическому мани­фесту I содержатся в статье В.Л. Гинзбурга, В.А. Кувакина “Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”” и в преамбуле к Гуманистическому мани­фесту 2000. Русский перевод (с английского) Гуманистического манифеста I выполнен Вл. Поляковым по изданию: Humanist Manifesto I and II, ed. by Paul Kurtz. Prometheus Books. Buffalo, 1982. Впервые опубликован в журнале РГО “Здравый смысл”, № 1 (осень 1996).
Американское издание Гуманистических манифестов I и II начиналось со следующего предисловия Пола Куртца (почетного профессора Университета штата Нью-Йорк, Буффало, Президента Международной Академии гуманизма). В нем говорится: "Гуманизм – это философская, религиозная и моральная точка зрения, столь же древняя, как сама человеческая цивилизация. Он уходит своими корнями в классические эпохи в истории Китая, Греции и Рима; он находит соответствующее выражение в эпохи Ренессанса и Просвещения, в научной революции, а также в двадцатом столетии. Каждая эпоха ищет свои определяющие ценности, которые она могла бы ставить превыше всего. Каждая эпоха вынуждена бороться с отчуждающими и сдерживающими силами, порочащими индивидуальность, размывающими человеческие ценности, отвергающими социальную справедливость. В двадцатом веке гуманистиче­ское сознание развивалось быстрыми темпами, но все же ему предстоит пре­одолеть мощные, стремящиеся к его разрушению антигуманистические силы. В 1933 году в США группа из тридцати четырех либеральных гума­нистов определила и провозгласила философские и религиозные принци­пы, представлявшиеся основополага­ющими. Они составили Гуманистиче­ский Манифест I, бывший для своего времени ради­кальным документом. Его целью было выражение обобщенно­го религиозного и философского взгля­да, отвергающего ортодоксальный и догматический подходы и раскрываю­щего значение и направленность, един­ство и цель человеческой жизни. Он был создан на основе здравого смысла, науки и принципов демократии.
Гуманистический Манифест I – важный для своего времени документ, но события обогнали его; несмотря на свою значимость, он не мог и не адре­совал себя будущему и его проблемам. Сорок лет спустя был составлен Гума­нистический Манифест II как резуль­тат осознания растущей необходимо­сти в новом, в большей мере отве­чающем современным требованиям документе. Охватывая больший спектр проблем, он касается не только вопро­сов религии и этики, но и других на­сущных проблем: гражданских свобод, равенства, демократии, проблемы вы­живания человечества, мирового эко­номического роста, народонаселения и экологического контроля, войны и мира, а также вопросов строительства мирового сообщества. Если гуманизм начинается там, где все вещи приоб­ретают свое человеческое значение, то какая другая цель более достойна внимания, чем реализация человече­ского потенциала каждого индивида и человечества в целом? Есть ли у нас, в этот критический период развития современной науки и техники бо­лее насущная необходимость, чем осознание того, что если никакое бо­жество не спасет нас, то мы сами должны себя спасти? Только осознавая свою ответственность за то состояние, в котором находится человек, развивая умение направлять интеллект, че­ловечество может надеяться на решение насущных проблем двадцать первого и дальнейших столетий. Если мы рассчи­тываем на успех в этой борьбе, не долж­ны ли мы отбросить архаичные догмы и идеологии, тормозящие творческие ис­следования и препятствующие приня­тию правильных решений?
Гуманистический Манифест II – вначале подписали 114 человек; это были люди известные и достойные. С тех пор он нашел поддержку среди бесчисленного множества лю­дей разных убеждений как документ современности, направленный как на исполнение человеческого предна­значения, так и на выживание челове­ка. Он имеет действительно всемирный охват. Он стремится выразить нужды и чаяния и женщин, и мужчин, людей самых разных рас и народов. Мы публикуем далее оба мани­феста в качестве рабочих документов, предназначенных для развития гума­нистического сознания и повышения интереса к этической проблематике. Они представлены в расчете на посто­янное общественное исследование. Они призваны быть отнюдь не догмами или некоторыми незыблемыми установками в наш век хао­са, а примерами попыток определить ценности и цели, к которым нам следует продвигаться и которые могут по­мочь нам освоить новые пути развития. Гуманисты стремятся к такому миропорядку, который был бы адекватен не только индивиду, занятому поиском смысла, но и всему человечеству".
2. Гуманистический мани­фест II опубликован впервые в 1973 г., за подписью 114 видных деятелей науки и культуры. См. примечание к Гуманистическому манифесту I, предисловие проф. Пола Куртца к американскому изданию Humanist Manifesto I and II, ed. By Paul Kurtz. Prometheus Books. Buffalo, 1982. См. также статью В.Л. Гинзбурга, В.А. Кувакина “Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”” и текст преамбулы к Гуманистическому манифесту 2000. Русский перевод (с английского) Гуманистического манифеста II выполнен Вл. Поляковым по указанному американскому изданию. Впервые опубликован в журнале РГО “Здравый смысл” № 3 (весна 1997). Текст Гуманистического манифеста II предваряло следующее вступление Пола Куртца и Эдвина Х. Уилсона.: "Сорок лет прошло с тех пор, как появился Гуманистический Манифест I (1933). Произошедшие с тех пор события выявили чрезмерную оптимистичность его основных положений. Фашизм показал ту степень жестокости, на которую способно человечество. Другие тоталитарные режимы подавляют права человека, так и не положив конец бедности. Наука порой приносит зло наряду с добром. Последние десятилетия показали, что антигуманные войны ведутся во имя мира. Даже в демократических государствах высшее руководство широко пользуется государственным шпионажем, имеют место притеснения со стороны военной, политической и экономической элиты, не затухает расизм.
Все это создает разнообразную сложную социальную картину. Борьба жен­щин и социальных меньшинств за равные права, начавшаяся в самых разных обществах, сталкивается с трудными проблемами в нашем поколении. Итак, по мере приближения XXI столетия мы все более нуждаемся в жизнеутверждающей, дающей надежду точке зрения. Нам также нужна вера, совместимая с на­учным знанием. Гуманисты, стоя пе­ред выбором между отчаянием и на­деждой, отвечают на него в Гуманистическом Манифесте II позитивной декларацией, предназначенной для нынешней эпохи сомнений. Как и в 1933 году, гуманисты считают, что традиционный теизм и в частности вера в такого Бога, что склонен любить людей и заботиться о них, слушать и понимать их молитвы, а также способен что-то сделать для них – бессмысленны и уже отжили свой век. Опирающаяся на конкретную догматику вера в спасение, дающая людям ложную надежду на посмертное бытие на небесах, представляется не менее вредной. Мыслящие умы ищут другие средства выживания. Те, кто подписали Гуманистический Манифест II, вовсе не предполагали выдвинуть некое обязывающее кредо: их личные взгляды существенно рознятся. Тем не менее, это заявление выражает стремление прийти к конкретному взгляду на эпоху, нуждающуюся в ориентирах. Это заявление – социальный анализ, произведенный в по­пытке достичь консенсуса. Новые за­явления, которые заменят настоящее, будут более развиты, но сегодня на­ше убеждение состоит в том, что гу­манизм дает альтернативу, которая может отвечать нуждам сегодняшне­го дня и повести человечество в будущее. Пол Куртц, Эдвин Х. Уилсон
3. Декларация секулярного гуманизма впервые опубликована в 1980 г., за подписью 58 видных ученых, писателей, художников и общественных деятелей. Среди них писатель и ученый Айзек Азимов, нобелевский лауреат в области литературы Франциск Брик, теолог Иосиф Флетчер, философ Сидней Хук, философ Йозеф Марголис, почетный профессор Колумбийского университета (США) Эрнст Нагель, философ Уиллард Куайн, психолог Б.Ф. Скиннер, ученый диссидент Валентин Турчин, философ Альфред Айер, историк и диссидент Жорес Медведев, бывший вице-президент Югославии Милован Джилас, философ Светозар Стоянович и другие. Текст Декларации подготовлен Полом Куртцем. Некоторые комментарии к Декларации содержатся в статье В.Л. Гинзбурга, В.А. Кувакина “Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”” и преамбуле к Гуманистическому манифесту 2000. См. настоящий сборник. Русский перевод (с английского) Декларации секулярного гуманизма выполнен В. Андреевым и А. Кругловым. Впервые опубликован, под заголовком Декларация светского гуманизма, в журнале РГО “Здравый смысл” № 7 (весна 1998).
4. Свободные гуманисты Нижней Саксонии - современное программ­ное заявление одной из организаций сво­бодомыслящей Германии. Перевод с немецкого д.ф.н., проф. М.Н. Грецкого. Впервые опубликован в журнале РГО “Здравый смысл” № 1 (осень 1996).

© Александр Круглов.