Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Что такое РГО?

Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма – Российское гуманистическое общество (РГО) родилась 16 мая 1995 г. Она имеет региональные отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Ленинградской области, Республике Коми, Татарстане, Башкортостане, Тюмени, Иркутске, Саратове, Дагестане, Вятке, Волгоградской области, Ростове-на-Дону, Владимире, Самарской и Курганской областях, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Чите, Нижнем Новгороде, Воронеже, Орле, Пензе Кирове, Курске, всего в 32 субъектах Российской Федерации. РГО издает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» и альманах «Светский Союз». В структуре Общества – Центр исследований (ЦИРГО) и Центр образования (ЦОРГО), постоянно действующий семинар «Современный гуманизм и современная Россия», ежегодные международные летние школы, проводимые в России и США (совместно с Транснациональным центром исследований). РГО – ассоциированный член Международного гуманистического и этического союза, объединяющего гуманистические организации 35 стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Российское гуманистическое общество – организация нового для нашей страны типа. Это мировоззренческое сообщество людей, разделяющих основные принципы научного мировоззрения, общечеловеческие нормы нравственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека, принципы светской государственности, свободы разума и совести.

В соответствии с Уставом РГО, главной целью Общества являются защита и распространение идей светского (гражданского или секулярного) гуманизма в России, разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния на общество во имя гуманизации человеческих отношений, укрепления демократии, освобождения сознания людей от иллюзий и предрассудков, мешающих более трезво и реалистично воспринимать окружающую действи-тельность и самих себя.
Ценностями, образующими фундамент теоретической и культурно-просветительской работы РГО, являются человечность, уважение прав и свобод личности, признание ее социальной и экологической ответственности, также как и ее ответственности перед собой – ответственной за свое тело, мировоззрение и поведение. Среди других высоко ценимых гуманистами качеств – достоинство, милосердие, ненасилие, равноправие и социальная справедливость, свобода познания (исследования) и свобода совести.

Члены Общества стремятся к овладению таким стилем мышления и отношения к жизни, существенными чертами которых являются здравый смысл, позитивность и конструктивность, оптимизм, открытость новому, готовность к диалогу и пересмотру принятой точки зрения, признание объективно-закономерного и вероятностного характера окружающего нас мира, истинности, продуктивности, проверяемости и подтверждаемости наших знаний и одновременно их незавершенности и фаллибилистичности (потенциальной или фактической ошибочности).
Высшим смыслом своей деятельности РГО считает развитие и укрепление гражданского общества, содействие моральному оздоровлению России, защиту разума, свободы и достоинства ее граждан, помощь в выработке ими чувства ответственности за себя и свою страну.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Культурно-просветительская работа

Российское гуманистическое общество – это добровольная организация людей, считающих себя в достаточной степени подготовленными морально, мировоззренчески и психологически, чтобы вступить в Общество и делать для него, для себя и для других то, что предусмотрено его Уставом и целями. Это значит, что РГО не считает приемлемыми такие способы работы с людьми, которые основаны на пропаганде, внушении или вербовке, что так характерно, скажем, для партийно-политических или религиозных структур. Гуманисты, объединяющиеся вокруг Общества, ставят перед собой прежде всего цели самообразования, участия в обсуждении ключевых вопросов свободомыслия, светской морали, прав и свобод личности, ценностей науки, человечных форм кооперации людей, социальной справедливости и т.д. Самообразование и общение рассматриваются при этом как формы реализации принципа «начни с себя» и имеют целью избежать высокомерия, превознесения над другими, якобы «непосвященными» и «непросвещенными». Этим определяется и особенность гуманистической культурно-просветительской деятельности, которую можно определить как неомодернизм или неопросвещение. Среди членов РГО постоянно ведутся дебаты относительно практического статуса Общества: должно ли оно быть профессиональной, научной, политической или идеологической организацией? либо это некая секта благодушных, ведущих праздные разговоры мечтателей? или прообраз некой новой религии, вероучения или свободного плюралистического мировоззрения, помогающего человеку и обществу жить в мире и гармонии?
Прояснение этих вопросов – это, по сути, выявление специфики организованного гуманизма как социального явления и прецедента в духовной жизни России. Действительная трудность и вместе с тем уникальность гуманизма состоит в его усилиях не просто донести до как можно большего числа (прежде всего, обладающих зрелым самосознанием) граждан, идеи и идеалы современного гуманистического мировоззрения, тревоги и надежды его приверженцев. Главное в том, чтобы делать это, обращаясь к разуму и моральным чувствам человека, а не к его слабостям и инстинктам, подсознанию или иллюзиям, страстям или беспочвенным ожиданиям. Беря от традиционных социальных институтов наилучшее: от профессиональных организаций – максимально возможную компетентность, от партийно-политических – их социальный активизм и волю к действию, от религиозных – их приверженность идеалам, – гуманисты России ищут свои собственные пути к разуму и сердцам своих сограждан. Во-первых, это честность, искренность и открытость диалога со всеми желающими слушать, слышать и понимать другого. Во-вторых, – это последовательность в критике различных форм фанатизма и догматизма, демагогии и ханжества, нигилизма и пессимизма. В-третьих, – это заведомый отказ от борьбы за любую форму власти – политическую, идеологическую или духовную (религиозную или квазирелигиозную), это отказ от «непогрешимости» и монополии на истину. Именно поэтому РГО рассматривает себя не как идеологическую организацию, а как мировоззренческую, как выражение коллективного мировоззрения людей, стремящихся оказать культурное, гуманизирующее и моральное влияние на все слои российского общества, все его политические, идеологические и религиозные институты. Именно поэтому гуманисты обращаются к человеку как таковому, независимо от его социального статуса, профессии, партийности, его религиозной веры или неверия.

Свое конкретное выражение просветительская, точнее неопросветительская (с точки зрения ее психологии, методов и содержания) работа светских гуманистов получает в форме издательской, научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в виде проведения различных научных и культурных мероприятий.

2. Ежеквартальник «Здравый смысл»

Первый номер журнала «скептиков, оптимистов и гуманистов» вышел в свет осенью 1996 г. С того времени было выпущено 52 регулярных и три специальных номера ЗС. Было опубликовано около 700 материалов различного жанра: от научных статей и обращений к общественности до афоризмов и писем читателей. Более 250 человек от академиков до студентов и рядовых читателей получили возможность высказаться на его страницах. Среди наших авторов люди самых различных областей знания и деятельности. Это, в частности, акад. В.Л. Гинзбург, Н.Н. Моисеев, Г.И. Абелев, Э.П. Кругляков, проф. С.П. Капица, Ю.Н. Ефремов, М.Н. Грецкий, В.С. Хазиев, Д.И. Дубровский, В.А. Кувакин, З.А. Тажуризина, А.Ф. Зотов, Н.Н. Ворон-цов, В.А. Бочаров, В.А. Ляшенко, писатели М.М. Чулаки, В. Кротов, А. Круглов, В. Хмелевский, С. Логинов, Е. Сметанин, Н. Рустанович, общественные деятели Э.А. Памфилова, известный финансист и общественный деятель Дж. Сорос. Из зарубежных ученых авторами журнала были П. Куртц, К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу, Дж. Лолер, Р. Тилман, Т. Мэдиган, Дж. Бёркс, Ф. Хьёрс. Нами были опубликованы посвященные гуманизму статьи Н. Бердяева, С. Франка, К. Яс-перса и др.

Материалы журнала – это уникальный источник информации по философии, психологии и педагогике гуманизма, по скептицизму и свободомыслию. Мы гордимся тем, что донесли до российских читателей важнейшие документы гуманизма ХХ века, убедительно свидетельствующие о том, что он как система взглядов и феномен мировой цивилизации способен преодолевать кризисы, избавляться от собственных иллюзий и ошибок и интегри-ровать в себя лучшие достижения культурного опыта человечества. Мы убеждены: гуманизм нужен, он благотворен для личности и общества. По большому историческому и человеческому счету – ГУМАНИЗМУ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
Важнейшие среди международных документов современного гуманизма– Гуманистический манифест I, Гуманистический манифест II, Декларация светского гуманизма, Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму.

Ежеквартальник «Здравый смысл» бесплатно рассылается в библиотеки большинства государственных университетов и пединститутов России, определенному кругу малоимущих читателей РГО, передает часть тиража близким ему по духу общественным организациям. Журнал поступает во все региональные отделения РГО. С 2003 г. «Здравый смысл» при поддержке Российское академии наук рассылается во все научные организации РАН.

В рамках научно-просветительской деятельности РГО инициировало и проводило совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РАН, Международной академией гуманизма и другими учебными, научными и общественными организациями ряд международных конференций, в частности: «Наука и здравый смысл в России» (Москва, 1997), «Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия» (СПб, 2000), «Наука, антинаука и паранор-мальные верования» (2001).

3. Издательская деятельность

Наряду с ежеквартальником, в серии Библиотека журнала «Здравый смысл» РГО публикует или содействует публикации книг и брошюр по гуманизму, свободомыслию и научному скептицизму. Среди изданий такого рода: П. Куртц «Искушение потусторонним» (1999, совместно с издательством «Академический Проект»); «Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия» (2000), П. Куртц «Запретный плод. Этика гуманизма» (2002); П. П. Куртц «Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества» (2005), П. Куртц «Новый скептицизм. Исследование и надежное знание» (2005, совместно с издательством «Наука») П. Куртц «Мужество стать. Добродетели гуманизма» (2000), П. Куртц «Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества» (2009), А. Круглов «Словарь. Психология и характерология понятий» (тт. 1-5, 1994-2008); «Современный гуманизм. Документы и исследования» (2000), «Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира» (2001), Г.В. Гивишвили «Феномен гуманизма» (2001), Г.В. Гивишвили «Гуманизм и гражданское общество» (2003); «Поругание разума» (2001), М.М. Богословский «Душа человеческая» (2002), В. Лашов «Гуманизм Льва Шестова» (2002), «Прагматический натурализм в американской философии» (2003), «В защиту разума» (2003), В. Васин, Б. Кулик «”Антиинтеллектуальные” размышления…» (2003), «Социальные болезни» (2004); Б.Б. Родоман «Под открытым небом» (2004), В.И. Чекалов «Военный дневник. 1941. 1942. 1943.» (2004); «Разум или вера?» (2004), Ю.Б. Сенчихина История русской философии (2005), В.А. Кувакин «Мыслители России» (2005); «Христианство и атеизм. Переписка С.А. Желудкова и К.А. Любарского» (2005), В.А. Лашов Гуманизм Льве Шестова (2003), В.Д. Жукоцкий «Основы современного гуманизма» (2005); А.А. Кудишина «Философия образования Л.Н. Толстого» (2005); А.А. Кудишина «Гуманизм – феномен современной культуры» (2005), И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина «Человечность человека» (2005); Н.В. Рустанович «Матрицы смыслов» (2006), В.А. Зенин «Путь к Единому» (2008), М.М. Прохоров «Бытие, гуманизм и второе осевое время» (2008), А.И. Тасминский Симпатичные люди (2009) ежегодные альманахи «Светский союз» (2002-2005) и др.

4. Исследовательские проекты

В 1997 г. в дни работы Первой (московской) международной гуманистической конференции на философском ф-те МГУ был открыт Центр исследований РГО. Он является научной, работающей на общественных началах структурой РГО и одновременно входит в межнациональную систему независимых исследовательских центров (Амхерст, Оксфорд, Москва, Лос-Анджелес, Нью-Йорк). Одна из основных задач этих центров состоит в проведении научных исследований, семинаров и конференций по проблемам гуманизма и свободомыслия, а также в организации независимой экспертизы заявлений о паранормальных феноменах. В 2002 г. Центр Исследований был открыт в Коломенском институте МГОУ.

Московский центр исследований (ЦИРГО) реализует несколько исследовательских программ. В рамках проекта Гуманистические исследования
•    изучаются проблемы идентификации гуманизма, вопросы его философии, методологии, психологии, стиля мышления, социального и практического воплощения;
•    анализируются позитивные, негативные и нейтральные человеческие качества;
•    проясняются сходства, различия и взаимосвязи между светским и религиозным гу-манизмом;
•    устанавливаются демаркации между гуманистическим мировоззрением и иными формами мировоззрения и идеологий;
•    определяется каталог гуманистических ценностей и их соотношение с фундаментальными жизнесмысловыми, политическими, экономическими, правовыми, познавательными (научными), нравственными, эстетическими, и экологическими ценностями. (Координатор – В.А. Кувакин.)

Экспертиза заявлений о паранормальных феномах. В основе проекта лежит концепция свободного исследования и метод дискредитационного анализа Ю.Г. Горного. Первое предполагает реализацию установки на методологический скептицизм и общенаучные критерии анализа и оценки, принципы свободомыслия, академических свобод, свободы совести и убеждений, права на свободу слова, адекватную информированность, на свободное получение и распространение информации и участия в общественной жизни.

Метод дискредитационного анализа используется для выяснения подлинной природы действий, эффектов и результатов, демонстрируемых людьми, называющими себя колдунами, магами, целителями, волшебниками, ясновидцами, экстрасенсами и т.п.
Общей задачей свободного исследования и дискредитационного анализа является:
•    установление достоверности и реального смысла заявлений о паранормальных, сверхъестественных, чудесных, таинственных, мистических и тому подобных феноменах;
•    демистификация и разоблачение различных форм шарлатанства, обмана, мошенничества, аморальных и противозаконный практик внушения, гипноза, манипулирования и кодирования человека. (Координатор – Ю.Г. Горный.)
•    Информационно-компьютерное и системно-организационное моделирование человека. Цель проекта:
•    - определить возможности и границы гуманистического моделирования когнитивной, эмоциональной, аксиологической и практической деятельности человека;
•    прояснить этические аспекты искусственной репродукции человека или фрагментов его деятельности;
•    содействовать гуманизации программ создания искусственного интеллекта. (Координатор проекта – А.Ю. Алексеев.)
Совместно с Коломенским институтом Московского открытого государственного университета ведутся исследования по теме «Современный гуманизм в России: разработка инновационных учебных дисциплин».

5. Педагогическая деятельность

Членами РГО разработан пакет учебных программ и библиографии по гуманистике, т.е. философии, психологии и стилю мышления гуманизма, по его педагогике и истории. (В.А. Кувакин, Г.В. Гивишвили – см. ЗС №12, 1999), по проблемам паранормальных верований и научному исследованию заявлений о сверхъестественных феноменах (В.А. Кувакин – см. там же), по ноосферному гуманизму (И.М. Борзенко – см. ЗС №13, 1999), по теории и истории свободомыслия (З.А. Тажуризина – см. ЗС №№ 3 и 5, 1997). Программы прошли апробацию в различных московских и подмосковных вузах. В 2002 – 2005 гг. РГО опубликовало учебные пособия для вузов и колледжей: Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма; Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество; В.Д. Жукоцкий Основы современного гуманизма. Лекции и др. Член Вятского отделения РГО А.А. Котов читает курс «Основы современного гуманизма» в Вятском госуниверситете.

Российское гуманистическое общество существует вот уже 14 лет. Оно не обольщает себя иллюзиями скорого и широкого общественного признания. Но мы создали прецедент и пусть небольшую, но реальную, а не декларативную, особую культурную нишу в становящемся пространстве гражданского общества России.

Вехой в развитии нашего гуманистического движения стало открытие в Подмосковье 19 сентября 2009 г. Дома Гуманизма, построенного вместе с Научно-просветительским фондом «Центр исследований им. академика В.Л. Гинзбурга». Это предоставляет новые возможности для ведения всех форм гуманистического просвещения на собственной территории. Мы можем принимать до 50 чел. единовременно и до 20 чел. с проживанием для различных научно-общественных мероприятий.

Говорить о перспективах светского гуманизма в России в условиях переходности, социальной пассивности, изуродованной демократии и наступлении клерикализма далеко не просто, особенно в краткосрочной перспективе. Но в среднесрочной и, тем более, долгосрочной перспективе гуманизму предстоит расцвет и широкое распространение как мировоззрению свободных, творческих, полных достоинства и любви к миру разумных человеческих существ. Только в такой перспективе российские гуманисты видят будущее своего Отечества.

© Исполнительный комитет Российского гуманистического общества, 2009